Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Весь офис нужно срочно отправить на медосмотр

Трудовая инспекция по итогам проверки оштрафовала организацию на 120 тыс. рублей по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за то, что она не направляла на медосмотр следующих работников:

  •  начальника отдела логистики и ценообразования;
  •  специалиста отдела логистики и ценообразования;
  •  регионального менеджера по продажам.

По мнению инспекторов, отправлять этих людей на осмотр к медикам нужно, поскольку их деятельность относится к п. 15 Перечня работ,  который гласит: «Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте».

В силу ст. 22, 76 и 212 ТК РФ каждый работодатель обязан обеспечить направление к врачам своих сотрудников, если они трудятся в одной из указанных в этом перечне сфер.

Организация не согласилась с санкциями и обратилась в суд.

Она заявила, что, во-первых, названные выше работники не относятся к тем, в отношении которых работодатель обязан организовывать обязательные медосмотры, так как они не имеют отношения к реализации продукции. Их деятельность носит аналитический, административный характер и не связана с непосредственным участием в торговых отношениях.

Во-вторых, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности фирмы является оптовая торговля машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. Перечисленные же выше нормы касаются не всех работников торговли, а только сотрудников тех организаций, которые занимаются реализацией пищевых продуктов, к каковым организация не относится.

Однако суды отклонили эти доводы, решив, что термин «торговля» из п. 15 Перечня касается любой торговой организации независимо от вида реализуемых товаров (продукции).

Таким образом, компанию оштрафовали правомерно, — резюмировали все суды, включая ВС РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 06.12.2017 № 34-АД 17-5

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:

это очень спорное решение и опасный прецедент. Исходя из него, в очередь к врачам должны выстроиться абсолютно все сотрудники компании, которые хоть чем-то торгуют — от значков до домов. Но тогда крайне странным выглядит тот факт, что термин «торговля» включен в перечень слов «общественное питание, буфеты и пищеблок».

Очевидно, что имеется в виду торговля продуктами питания. Это подтверждают и суды.

Например:

— Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что «обязанность прохождения медосмотров для работников торговли непродовольственными товарами санитарным законодательством не установлена» (Постановление от 22.12.2016 № 10АП-15254/2016);

— Тюменский областной суд решил, что поскольку компания занимается оптовой торговлей одеждой и обувью, то п. 15 указанного Перечня на ее работников не распространяется (Постановление от 29.05.2017 № 4А-289/2017).

— Самарский областной суд отметил, что законодательство не дает четкого указания о необходимости наличия санитарных книжек либо обязанности проходить медицинские осмотры работников торговли, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, а также оптовую продажу непродовольственных товаров. В связи с этим отменил наложенный на компанию штраф (Постановление от 23.11.2016 № 4а-1336/2016).

Таким образом, решение ВС РФ противоречит сложившейся практике.

Более того, Роспотребнадзор, отвечая на вопрос, отправлять ли работников торговли продуктами питания на медосмотр, если они не контактируют с пищевой продукцией (например, бухгалтеров, экономистов, водителей и так далее), ответил, что делать этого не нужно (п. 52 «Ответов на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора»).

Резюме: корень проблемы в том, что сферы регулирования Роструда и Роспотребнадзора пересекаются, а их позиции – нет. Страдают же от этого организации.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь