Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Магазин всегда должен найти способ вернуть покупателю деньги

Гражданин, недовольный качеством привезенной ему тротуарной плитки, вернул ее в магазин и потребовал возвратить уплаченные деньги (142 тыс. рублей). Свои требования он изложил в письменной претензии, которую вручил магазину.

Продавец прислал ответ о том, что готов вернуть средства, но для этого гражданину необходимо направить на имя руководителя компании письмо с указанием платежных реквизитов, на которые необходимо перечислить указанную сумму.

Покупатель расценил это как отказ и обратился в суд с требованием взыскать с магазина сумму за плитку плюс штраф 50 процентов от этой суммы за отказ компании вернуть средства добровольно.

Суд удовлетворил иск, объяснив продавцу, что непредставление истцом банковской карты и банковских реквизитов для возврата уплаченной по договору суммы не снимает с него обязанности по возврату средств.

Ответчик имел возможность перечислить их истцу, например:

  •  путем внесения на депозитный счет нотариуса;
  •  на банковский счет до востребования, о чем уведомить потребителя;
  •  отправив почтовым переводом на адрес, указанный в претензии;
  •  иным допустимым способом вручить деньги истцу.

Ответчик не доказал, что не мог воспользоваться ни одним способом и3 этого списка.

Таким образом, у магазина имелась реальная возможность для соблюдения требований ст. 22 Закона о защите прав потребителей и своевременного удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, которой он не воспользовался.

Доводы ответчика о направлении в адрес истца ответа на претензию не свидетельствуют об отсутствии оснований для взыскания штрафа, ведь требования потребителя так и не были удовлетворены.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда Республики Башкортостан от 01.02.2018 № 33-1728/2018

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:

аналогичное решение вынес Пермский краевой суд (Апелляционное определение от 20.04.2015 № 33-3864), руководствуясь той же логикой.

Закон о защите прав потребителей безальтернативно требует от магазина в подобной ситуации вернуть уплаченные за товар деньги в течение 10 дней. Но в какой форме – не оговаривает.

В свою очередь, Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У о наличных расчетах запрещает возвращать деньги наличными, если товар оплачен безналичным образом.

Казалось бы, патовая ситуация… Однако в наше время кроме прямого перевода со счета на счет существуют еще несколько способов вернуть средства потребителю, воспользоваться которыми торговым точкам ничто не мешает.