Услуги общественного питания торговым сбором не облагаются

Сотрудники Департамента экономической политики и развития города Москвы обследовали помещение мини-маркета, расположенного на одном из московских вокзалов.

В павильоне оказывались услуги общественного питания: стояли столы и стулья, готовилась шаурма, сосиски на гриле, подавались чай и кофе.

По итогам обследования проверяющие составили акт, согласно которому данный объект должен облагаться торговым сбором. Одновременно подсчитали его сумму: 243 тыс. рублей за 3 квартала, исходя из ставки 81 тыс. рублей за квартал. Акт направили в ИФНС.

Предприниматель, владеющий мини-маркетом, с актом не согласился.

Сначала он обжаловал его в специальной столичной межведомственной комиссии по рассмотрению подобных вопросов. Однако ему отказали.

Тогда ему ничего не оставалось, кроме как обратиться за защитой в суд.

Суды трех инстанций признали акт незаконным, так как услуги общепита не облагаются торговым сбором.

Арбитры объяснили, что торговым сбором облагается исключительно торговая деятельность (п. 1, 2 ст. 413 НК РФ).

Услуги общественного питания к ней не относятся. Это совершенно самостоятельная отрасль. Для нее существует даже отдельный ГОСТ 31985-2013.

В рассматриваемом мини-маркете оказываются именно услуги общепита, а не ведется торговля, поскольку:

1) согласно договору аренды павильон предоставлен для оказания услуг общепита на территории вокзала, и арендатор не вправе без письменного согласия арендодателя менять цель использования данного имущества;

2) в павильоне размещено оборудование для приготовления посетителям продуктов питания, предназначенных для непосредственного употребления в прилегающем зале:

  • электрический аппарат для приготовления шаурмы;
  • гриль роликовый для сосисок;
  • стимер для булок;
  • гриль контактный;
  • микроволновые печи;
  • чайник-термос электрический;
  • кофейный аппарат;
  • весы электронные;
  • разделочные доски;
  • поварские ножи;
  • мармиты;
  • линия раздачи;
  • стол холодильный;
  • холодильная витрина;
  • обеденные и барные столы (6 шт.) и стулья, которые используются посетителями для употребления пищи и отдыха. Причем столами со стульями занято более половины площади зала.

Следовательно, основное назначение зала — принятие пищи посетителями. Значит, он является залом общепита, а вовсе не торговым объектом.

Довод департамента о наличии в павильоне контрольно-кассовой техники несостоятелен, так как ККТ является обязательной не только для объектов торговли, но и для предприятий общепита в силу п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, акт столичного департамента является недействительным.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2018 № Ф05-3674/2018

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

 

Примечание редакции:

у Арбитражного суда Московского округа пока нет единообразного подхода к данному вопросу. В конце прошлого года было вынесено противоположное решение о том, что общепит должен платить торговый сбор. Хотя даже ФНС РФ и Минфин РФ в один голос заявляют, что кафе и рестораны к этому платежу отношения не имеют. Мы писали об этом здесь.

Задать вопрос

Please leave this field empty.

*Для организаций Москвы и МО

Please leave this field empty.Please leave this field empty.