Заказчик может сослаться на ГОСТы, а указывать производителя товара – нет

Верховный Суд РФ изучил судебную практику арбитражных судов по спорам в рамках Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. По итогам выработал, в частности, следующие правовые позиции.

В документации о закупке должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.
Пример: в закупочной документации отсутствует информация об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах (лицензиях, свидетельствах), подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке.
Участникам закупки, даже обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта, невозможно определить перечисленные сведения самостоятельно.

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капстроительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке.
Пример: в документации нет сведений о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результатам, в том числе отсутствует проектная документация.
Это не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

При описании предмета закупки допустимо ссылаться на госстандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания.
Пример: в описании предмета закупки указаны лишь ссылки на положения ГОСТов, которым услуга должна соответствовать, без отражения в документации о закупке содержательной части этих требований.
Это правомерно, поскольку в Законе № 223-ФЗ нет запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг. Но при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг.

Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика – не нарушение, если они носят измеряемый характер и соответствие участника им может быть установлено объективно.
Пример: в закупочной документации установлены такие критерии выбора поставщика: «профессионализм» и «наличие положительной деловой репутации».
Несмотря на их оценочный характер, соответствие участника закупки данным критериям измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации: участник должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее 5 лет и иметь не менее 10 исполненных договоров.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия.
Пример: заказчик указал, что к закупке допускаются только те организации, величина активов и выручки которых в предшествующие годы составляла не менее порогового значения, определенного заказчиком.
Финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Требование о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не является ограничением участников закупки.
Пример: в документации о закупке содержится запрет на привлечение со стороны участника закупки субподрядчиков.
Данный запрет не является требованием к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Не противоречит указанный запрет и Закону № 223-ФЗ, и Закону о защите конкуренции, поскольку заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Вместе с тем условие выполнения работ собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, являются ограничением конкуренции
Пример: определяя предмет закупки, заказчик в документации о закупке указал конкретный товарный знак и марку офисной бумаги, необходимой ему для использования.
Офисная бумага как объект проведенной закупки имеет свои технические характеристики, которые определяются исходя из ее размера (формата), плотности, белизны, количества листов в пачке и пр.
Поэтому указание конкретного товарного знака или производителя, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влечет сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

«ОБЗОР судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО