Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Шесть рекомендаций гендиректору при подписании претензий

Ниже приведена подборка правовых позиций, которые касаются направления претензии контрагенту.

Сделанные выводы будут полезны руководителю, который не просто подписывает претензии, а интересуется их содержанием, возможно, и составляет такие документы самостоятельно.

1. Целью института досудебного урегулирования спора является побуждение сторон до обращения в суд предпринять действия, направленные на урегулирование конфликта. Эта цель достигается, в частности, путем направления претензии, которая должна содержать указание на существо правоотношения и требования заявителя.

Отсутствие в претензии предупреждения об обращении в суд в случае невыполнения изложенных в ней требований не делает ее дефектной. Такое предупреждение не относится ни к нормативно, ни даже к обычно предъявляемым требованиям к претензии.

Поэтому нельзя исковое заявление оставить без рассмотрения, мотивируя это тем, что истец, не угрожавший судом, не выполнил претензионного порядка урегулирования спора.

2. Отсутствие в приложении к иску документов, подтверждающих соблюдение истцом досудебного порядка (если его соблюдение предусмотрено законом), является основанием для оставления иска без движения, а не к его немедленному возврату.

3. Направление претензии в процессе судебного разбирательства не может быть признано соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

4. Для констатации соблюдения такого порядка по иску о расторжении договора, когда срок для ответа на предложение о расторжении договора не установлен законом, договором и не указан в самом предложении, необходимо, чтобы 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ) истек до подачи иска, а не к моменту судебного разбирательства.

5. Досудебный порядок урегулирования спора в виде формулировки «путем проведения переговоров» нельзя считать установленным договором, если в нем не определены порядок и сроки проведения переговоров. Это означает, что необходимо пройти претензионный порядок по общему правилу (направление письменной претензии и ожидание 30 дней, ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

6. Досудебный порядок урегулирования спора не может считаться несоблюденным лишь только потому, что направленная от имени организация претензия подписана неуполномоченным лицом, если впоследствии она была одобрена полномочным лицом.

«ОБЗОР судебной практики применения положений об обязательном (досудебном) порядке урегулирования спора»
Утвержден Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 28.04.2018

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»