Как развеять подозрения банков

Центробанк разъяснил применение Закона № 115-ФЗ, касающееся порядка реабилитации клиентов, вызвавших подозрения банков. В таких ситуациях кредитные организации отказывают клиентам в исполнении поручений и открытии банковских счетов. Письмо адресовано банковским работникам. Рассмотрено несколько вопросов, возникающих при процедуре реабилитации.

Время на реабилитацию

Отказ банка в исполнении операции оформляется решением. Отреагировать на него клиент может в любое время, никаких временных ограничений нет. Главное, что требует закон: соответствующие решения должны быть приняты начиная с 30.06.2013. Для отмены решений клиенту необходимо представить документы, опровергающие подозрения в преступной деятельности. Банкиры обязаны рассмотреть их в десятидневный срок. Если все же отказ останется в силе, клиент имеет право обжаловать его в межведомственной комиссии при Центробанке. В этом случае документы будут рассматриваться 20 дней.

Информирование клиентов

В общем случае кредитным организациям запрещено сообщать клиентам о мерах, предпринимаемых по противодействию легализации нечестных доходов. Этого требует абз. 4 ст. 4 «антиотмывочного» закона. Но есть ряд случаев, при которых раскрытие сведений допускается. Причина отказа от исполнения платежа или открытия счета — один из них. Правила информирования устанавливает банк. Объем информирования должен быть в достаточном для процедуры реабилитации размере.

Как исполняются решения межведомственных комиссий о безосновательном отказе от исполнения операций

Решение распространяется на конкретную отказную операцию либо на конкретный договор счета, от заключения которого банк отказался. Поэтому в случае повторного аналогичного обращения клиента банк не вправе не удовлетворить его просьбу, если комиссия уже приняла решение об отсутствии причин для неосуществления требований клиента.

Договор обслуживания счета с клиентом уже расторгнут, но комиссия вынесла вердикт о безосновательном отказе

Если банк дважды в течение одного года отказывал клиенту в операции, он вправе расторгнуть договор. Это позволяет п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. В том случае, если межведомственная комиссия не нашла причин для отказа в исполнении операции, но отношения с клиентом все же были расторгнуты, их необходимо возобновить, заключив новый договор банковского счета.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Банка России от 12.09.2018 № ИН-014-12/61
«По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов»

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО