Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Снос здания сразу прекращает уплату налога на имущество

Организация в апреле снесла два своих здания и с этого момента прекратила начислять на них налог на имущество.

ИФНС в ходе проверки декларации за полугодие обратилась на официальный сайт Росреестра и в онлайн-режиме установила, что одно здание было снято с учета только в конце мая, а второе до сих пор числится в собственности компании.

В связи с этим инспекторы сделали вывод, что в проверяемых периодах организация еще являлась собственником зданий. Значит, в соответствии со ст. 378.2, 382 НК РФ она обязана уплачивать налог, так как согласно этим нормам, а также положениям законов о госрегистрации права на недвижимость (от 21.07.1997 № 122-ФЗ, от 24.07.2007 № 221-ФЗ, от 13.07.2015 № 218-ФЗ) датой прекращения прав собственности на снесенное здание считается день регистрации этого события в ЕГРН и снятия дома с кадастрового учета.

Суды двух инстанций согласились с данной позицией.

Однако судьи в кассации отменили их решения и освободили компанию от налога.

Арбитры объяснили, что плательщиками данного налога признаются только организации, имеющие имущество, являющееся объектом обложения (ст. 373 НК РФ). Следовательно, обязанность по уплате налога напрямую связана с наличием у предприятия реально, а не на бумаге или в каком-либо реестре, существующего здания. Соответственно, если оно отсутствует, то отсутствует и указанная налоговая обязанность.

В кодексе нет положений, из которых бы вытекали противоположные выводы. В частности, исключение объекта из реестра лишь подтверждает факт того, что он прекратил свое существование. Но не более того. Поэтому позиция чиновников и судей первых инстанций абсолютно несостоятельна.

Таким образом, обязанность исчислить и уплатить налог исчезла с момента физического исчезновения зданий, то есть с момента их сноса. Поэтому доначисление компании налога было незаконным.

Данный правовой подход соответствует позиции ВС РФ, высказанной в Определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2018 № Ф05-9950/2018

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»