Подача уточненной декларации автоматически не влечет повторной проверки

Верховный Суд РФ в обзоре своей практики за 2018 год рассмотрел несколько налоговых споров.

Через два года после подачи «уточненки» повторная выездная проверка не проводится

Вывод: повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

Пример: в 2013 году фирма подала уточнению декларацию по налогу на прибыль за 2010 год.
На этом основании инспекция 29 июня 2015 года назначила повторную выездную проверку за 2010 год.

По мнению ВС РФ, абзац 4 п. 10 ст. 89 НК РФ дает налоговикам право организовать повторную проверку в случае подачи уточненной декларации. И проверяемый период может быть глубиной более 3 лет.

В то же время это не означает, что ИФНС может инициировать такую ревизию в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненного бланка.

При оценке разумности должны учитываться все обстоятельства, в том числе:

  • существование у инспекции при должной организации контрольной работы возможности своевременно выявить обстоятельства деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;
  • способность компании в случае проведения повторной выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • наличие или отсутствие в действиях фирмы или ИП признаков противодействия налоговому контролю (представление недостоверных или неполных документов и т.п.).

Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока, лежит на ИФНС.

В данном случае срок не был разумным, поскольку:

а) повторная выездная налоговая проверка назначена спустя 1 год 10 месяцев после представления в декларации, что само по себе является значительным сроком;

б) разумность срока назначения данной проверки не исследовался.

ТСЖ не должно платить налог с денег, полученных от жильцов для оплаты «коммуналки»

Вывод: плата за жилищно-коммунальные услуги, взимаемая ТСЖ с собственников помещений, не является налогооблагаемым доходом товарищества при условии оказания данных услуг сторонними организациями.

Пример: ИФНС потребовала от ТСЖ, применяющего УСН, включить в облагаемые доходы денежные средства, поступивших от собственников помещений в оплату за жилищно-коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома.

По убеждению ВС РФ, это неправомерно, поскольку ТСЖ выступает лишь посредником между членами ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Товарищество лишь передает поступившую от владельцев квартплату поставщикам коммунальных услуг.

Поэтому данные поступления доходами ТСЖ не являются.

Новый 15-дневный срок подачи СЗВ-М имеет обратную силу и освобождает от штрафа

Вывод: изменения законодательства, увеличивающие срок представления сведений о застрахованных лицах в пенсионный фонд, имеют обратную силу как улучшающие положение страхователя, поэтому решение о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление таких сведений, вынесенное до вступления в силу соответствующих изменений, не подлежит исполнению.

Пример: предприятие подало форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года только 12 октября при крайнем сроке 10 октября, за что было оштрафовано Пенсионным фондом.

Однако ВС РФ счел санкции незаконными, поскольку с 1 января 2017 года срок подачи указанной формы удлинили до 15 числа следующего месяца. Притом в силу ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это означает, что новый закон распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу.

В данном случае новый закон о 15 числе следующего месяца как крайней дате для подачи СЗВ-М распространяется и на представление этой формы в фонд в 2016 году.

«ОБЗОР судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО