Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Отсутствие образования – не повод для увольнения

Воспитателя детского сада уволили с работы. Причина – несоответствие требованиям закона об образовании, а именно п. 1 ст. 46, в котором право заниматься педагогической деятельностью ставится в зависимость от наличия среднего или высшего профессионального образования. При этом женщина к моменту увольнения проработала воспитателем без малого 30 лет, а в учреждение, решившее расторгнуть с ней трудовые отношения, пришла еще до принятия вышеназванного закона. Кроме того, воспитатель в начале своей карьеры отучилась на преподавателя математики, но не сдавала госэкзамены и не получила заветный диплом. Несмотря на это, по итогам двух аттестаций с привлечением областного Минобрнауки РФ, женщине в конечном итоге была присвоена первая квалификационная категория, что однако не спасло ее от увольнения.

Конституционный Суд РФ осудил такое применение норм закона об образовании. Спорные положения регулируют требования к кандидатам на замещение должности, и должны использоваться именно при решении вопроса о приеме специалиста на работу. Кроме того, подзаконные нормативные акты Минобрнауки РФ не исключают возможности назначения на должности педагогических работников лиц без диплома. Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Законодательство РФ, действовавшее на момент заключения трудового договора с воспитателем, позволяло назначить ее на соответствующую должность в силу достаточности опыта и компетентности, тем более при совмещении с обучением в вузе, заключили судьи. Увольнение же таких специалистов не входило в зону регулирования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Этот вывод подтверждается в том числе письмом Минобрнауки РФ от 13.10.2016 № НТ-1295/12.

Решения об отказе воспитателю в восстановлении на работе, принятые нижестоящими коллегами, КС РФ постановил пересмотреть с учетом изложенной позиции.