Банкам разъяснили, как правильно приостанавливать операции клиентов

Центробанк ответил на накопившиеся у банков вопросы, которые касаются противодействия переводам денег без согласия на то клиентов.

Требования Закона № 161-ФЗ, согласно Центробанку, распространяются на такие формы безналичных расчетов, как:

  • расчет платежными поручениями;
  • расчет по аккредитиву;
  • расчет инкассовыми поручениями;
  • расчет чеками;
  • перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
  • перевод электронных денежных средств;
  • перевод с использованием платежных карт.

Если банк приостановил операцию, сочтя ее подозрительной, то он должен уведомить об этом клиента и запросить у него подтверждение, чтобы возобновить операцию. Если же такое подтверждение получить не удастся, то банк продолжит операцию, когда после запроса к клиенту истекут два рабочих дня.

При обнаружении банком подозрительной операции согласно ст. 9 Закона № 161-ФЗ кредитное учреждение блокирует то электронное средство платежа, которое использовалось в подозрительной операции.

Банки не вправе устанавливать дополнительный срок, в течение которого блокируется электронное платежное средство клиента или же приостанавливается подозрительная операция. Кроме того, банки не могут сами решить, какие признаки указывают на операции по переводу денег без ведома клиента. Перечень таких признаков устанавливает Центробанк. Однако банки сами могут определять нетипичность операций в рамках систем управления рисками, используемых банками.

Если клиент отказывается от перевода или не может пройти процедуру идентификации в рамках запроса банка, то сомнительную операцию банк должен остановить.

Дополнительно сообщать клиенту об исполнении подозрительного распоряжения или о разблокировке платежного средства банк не обязан. Центробанк указывает, что закон не устанавливает такой обязанности.

Далее регулятор отмечает, что признаки подозрительных операций распространяются на все операции, вне зависимости от того, является ли клиент юрлицом или физлицом. Даже если операция соответствует только одному признаку перевода денег без согласия клиента из списка, установленного Центробанком, оператор по переводу, выявив такую операцию, должен приостановить ее и обратиться к клиенту с запросом. Клиенты банков не могут заранее дать согласие на исполнение всех операций по платежной карте или системе «Клиент-Банк». Закон обязывает банки проверять операции клиентов и приостанавливать их даже в том случае, если клиенты предоставили заявление о том, что отказываются от дополнительного подтверждения операций по переводу денежных средств.

ПИСЬМО ЦБ РФ от 07.12.2018 № 56-3-2/226

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО