Кинопрокат спас компанию от доначислений

ИФНС начислила компании 47 млн рублей по налогу на прибыль за 2012–2014 годы.
Причиной послужило то, что, по мнению инспекции, фирма неправомерно единовременно отнесла к расходам затраты на создание аудиовизуальных произведений фильмов, в то время как их следовало списывать через амортизацию.

Компания оспорила это решение.

Спор в суде свелся к установлению срока полезного использования фильмов: больше он 12 месяцев или меньше. Дело в том, до 01.01.2014 редакция пп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ не содержала императивного определения фильма в качестве нематериального актива (НМА) применительно к расчету налога на прибыль. Поэтому вопрос о квалификации фильма как НМА решался посредством установления наличия или отсутствия признаков НМА у конкретного фильма, в том числе использование его свыше или менее 12 месяцев. После 01.01.2014 аудиовизуальные произведения отнесены к НМА в силу прямого указания закона.

По убеждению инспекции, указанный срок больше года. Доказательство – заключенные компанией лицензионные договоры на использование фильмов на срок от 60 дней до 50 лет. Значит, фильм соответствует признакам нематериального актива (НМА), предусмотренным ст. 257 НК РФ.

С позиции фирмы срок менее года. Подтверждение – практически все доходы компании от использования фильмов возникают в пределах первых 12 месяцев использования, при этом:

  • не менее 70 процентов доходов — это доход от кинопроката, который получают в первые 2–3 месяца от начала использования фильма (даты, указанной в прокатном удостоверении);
  • не менее 95 процентов доходов поступают за первые 12 месяцев.

В последующие периоды доход от использования фильмов практически не поступает. Оставшиеся 5 процентов выручки перечисляются организации в следующие 4 года. Данная сумма является несущественной частью дохода, которая не должна влиять на распределение расходов.

Суд поддержал позицию компании, отметив, что важнее реальный период полезного использования фильма в коммерческой деятельности предприятия, определяемый поступлением выручки, а не сроки лицензионных договоров.

Таким образом, фильмы не отвечают такому обязательному признаку НМА, как потенциал генерации экономической пользы в течение более длительного периода, чем 12 месяцев, и потому не могут быть поставлены предприятием на бухучет в виде НМА.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2018 № Ф05-16395/2017

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО