Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Штраф за нецелевой расход субсидии: два процента именно от суммы такого расхода

Министерство промышленности заключило с АО договор о предоставлении субсидии на разработку и организацию серийного производства микропроцессора.

Размер субсидии 395 млн рублей.

Субсидию можно было тратить в том числе на возмещение накладных расходов, непосредственно связанных с реализацией проекта.

Общество обязалось соблюдать порядок, цели и условия предоставления субсидии.

Управление Федерального казначейства проверило, как компания расходует полученные средства. Проверяющие обнаружили, что 8,9 тыс. рублей были потрачены нецелевым образом – на рекламные услуги.

За это УФК наложило штраф по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в размере двух процентов суммы полученной субсидии – точно как предписывает норма. Размер штраф вышел 7,9 млн рублей.

Общество посчитало такие санкции несправедливыми, ведь они совершенно несоразмерны нарушению.

Суды трех инстанций однако решили, что казначейство буквально применило закон и для отмены штрафа нет оснований.

ВС РФ такие основания нашел.

Высшие судьи напомнили, что в ряде актов Конституционного Суда РФ, в том числе в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, разъяснено: санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Соответственно, при толковании ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условия ее предоставления.

Кроме того, следует учесть, что субсидия была предоставлена казначейством уже после оплаты обществом соответствующих услуг и при наличии полного пакета обосновывающих ее документов. К моменту проверки иных документов в распоряжении административного органа не появилось.

Это также важно. Ведь как неоднократно указывал тот же КС РФ, в России действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе Постановление от 24.05.2001 № 8-П, Определение от 17.07.2012 № 1286-О).

Следовательно, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, общество было вправе полагать, что у казначейства нет претензий к условиям предоставления субсидии.

С учетом изложенного норма кодекса была применена неверно, вины общества в содеянном нет, а значит, постановление УФК незаконно.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.12.2018 № 305-АД18-14921

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»