Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Правила расчета НДС по госконтракту при утрате права на УСН

Организация заключила госконтракт на строительно-монтажные работы на сумму 100 млн рублей.
На тот момент компания применяла УСН и в цене контракта НДС не был предусмотрен.

Спустя два года полученная организацией выручка превысила предельный размер, в связи с чем она утратила право на дальнейшее применение УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Узнав об этом, ИФНС потребовала от компании уплатить налоги по общей системе налогообложения, начиная с того квартала, в котором компания потеряла право на спецрежим, включая НДС. Данный налог, по мнению инспекции, организация должна уплатить сверх цены контракта.

Компания не согласилась. С ее точки зрения, учитывая, что цена госконтракта является твердой и неизменной, единственно возможный способ уплаты НДС — применение расчетной ставки 18/118.

Суды трех инстанций отдали предпочтение позиции ИФНС. Обоснование: налог предъявляется к оплате покупателю в дополнение к цене товаров, работ, услуг. Расчетная же ставка 18/118 применяется в закрытом перечне ситуаций, среди которых данная не названа (п. 1 ст. 154, п. 1, 4 ст. 168 НК РФ).

Верховный Суд РФ признал правоту компании.

Суды не учли экономическую и правовую природу НДС. Ведь это налог на потребление, то есть косвенный налог. Он перекладывается на потребителей и поэтому по общему правилу  является частью цены договора, которая должна быть уплачена налогоплательщику покупателем. Из этого вытекает, что невозможно взимание НДС без переложения его на потребителя, за счет продавца.

Кроме того, цена госконтракта, как правильно указала фирма, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, п. 2 ст. 34 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Следовательно, в сложившейся ситуации утрата организацией права на применение УСН в период выполнения работ по госконтракту могла служить основанием не для увеличения цены по госконтракту в результате налогообложения, а для того, чтобы определить обязанности фирмы как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями — в рамках установленной госконтрактом твердой цены, что возможно путем применения расчетной налоговой ставки 18/118.

Решения судов были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 № 302-КГ18-22744

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»