Как исполняется решение суда о взыскании средств с бюджета

Верховный Суд РФ объяснил, как нужно исполнять судебные решения по обращению взыскания на средства бюджетов. Дело в том, что у судов на этот счет возникает множество вопросов, а тема действительно имеет особенности.

1. Бюджетным кодексом установлен специальный правовой режим — иммунитет бюджетов, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетной системы производится только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 кодекса.

При этом механизм принудительного исполнения по закону об исполнительном производстве не используется, кроме случаев, установленных кодексом. Поэтому при поступлении исполнительного документа о взыскании средств с бюджета судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства.

2. Процедура исполнения судебных актов по взысканию с бюджета регулируется гл. 24.1 БК РФ.

Исполнительный лист или судебный приказ предъявляется:

  • в Минфин РФ;
  • в финансовый орган субъекта РФ;
  • в аналогичный орган муниципального образования;
  • в органы Федерального казначейства.

К нему прилагаются:

1) копия судебного акта, на основании которого он выдан;

2) сведения о реквизитах банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены взысканные по исполнительному документу суммы. Такие сведения могут содержаться (либо-либо):

  • непосредственно в судебном акте или в исполнительном документе;
  • в заявлении взыскателя, которое суд должен приложить к исполнительному документу;
  • в сопроводительном письме суда.

Исполнительный документ направляется взыскателем или его представителем.

Суд направляет его только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

3. Для исключения риска недобросовестных действий суммы по исполнительному листу не могут быть перечислены на счет представителя взыскателя или на счет иного лица по просьбе взыскателя независимо от наличия этого полномочия в доверенности.

В свою очередь, изменение фамилии, имени, отчества физлица или наименования юрлица, не связанного с реорганизацией, не влекут лишения лица статуса взыскателя и не требуют разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве.

Аналогично если на момент предъявления к исполнению исполнительного документа, в котором взыскателем является ИП, он утратил этот статус, то это не влечет возврата исполнительного документа, и его исполнение производится в пользу данного гражданина.

4. Если в органе Федерального казначейства, в который поступил исполнительный лист, лицевых счетов должника нет, то, возвращая лист взыскателю или суду (смотря кто его подавал), он должен сообщить о наличии открытых лицевых счетов должника в другом органе казначейства либо об отсутствии счетов должника в таких органах.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13
«О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО