Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как добиться рассмотрения жалобы на спам

ФАС выпустила письмо, предназначенное территориальным подведомственным органам, выводы которого пригодятся гражданам и организациям, желающим избавиться от спама.

Ч. 1 ст. 18 закона «О рекламе» запрещает распространять рекламу, в том числе по телефону, без согласия ее получателя. Причем, реклама будет признана спамом, если ее распространитель не докажет, что такое согласие он действительно получил.

Согласно п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, согласие, о котором идет речь, должно содержать информацию, позволяющую идентифицировать как получателя, так и распространителя рекламы.

Как заявила ФАС, согласие, оформленное на сайте в сети Интернет, таким требованиям не отвечает. А вот согласие, выраженное в письменной форме в договоре на оказание услуг связи, напротив, станет надлежащим доказательством.

Служба, сославшись на п. 13 Правил, установленных постановлением Кабмина от 17.08.2006 № 508, указала, что письменное заявление следует подавать с приложением документов, подтверждающих правонарушения. В заявлении должна отражаться следующая информация:

  • наименование и адрес заявителя-юрлица (для физлиц фамилия, имя, отчество и место жительства);
  • наименование рекламодателя (либо производителя или распространителя рекламы);
  • факты с указанием способа, места и времени распространения нежелательной рекламы;
  • требования заявителя.

Если доказательств нарушения нет, можно указать лицо, которое такой информацией обладает.

Дело в том, что антимонопольный орган не может получить самостоятельно информацию об отсутствии согласия абонента на получение рекламы, а также о поступлении:

  • SMS-сообщений;
  • телефонных звонков;
  • push-уведомлений;
  • изображений SMS или push-уведомлений;
  • аудиозаписей телефонных звонков.

Однако, детализацию звонков, а также сведений о распространителях рекламы он вправе установить самостоятельно, сделав запрос у осведомленных лиц. Но так как указанная информация составляет тайну связи, для осуществления запросов операторам связи, антимонопольному органу необходимо заручиться согласием заявителя. Образец такого согласия ФАС приводит в письме.

Этот алгоритм действует и в отношении разработчиков и лицензиаров ПО и приложений, установленных на устройстве заявителя.

В случае отсутствия в заявлении гражданина детализации звонков и его согласия на раскрытие тайны связи, ФАС не сможет направить соответствующий запрос оператору связи. Вследствие чего, дело не может быть возбуждено.

Тот же принцип действует и в отношении заявлений, к которым не приложены фото поступивших SMS-сообщений, push-уведомлений или аудиозаписей звонков со спамом.

ПИСЬМО ФАС России от 11.11.2019 № ДФ/98054/19
«О надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"