Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Авансовый отчет: образец заполнения 2024

Над статьей работали:

Авансовый отчет относится к категории первичных учетных документов, являющихся основой для бухгалтерской проводки, признания дохода или расхода в налоговом учете. Документ применяется для учета средств, выданных подотчетным сотрудникам на административно-хозяйственные нужды. О том, как правильно составить авансовый отчет в 2024 году (с примером заполнения), расскажет наша статья.

Как заполнять авансовый отчет

Правила заполнения авансового отчета приведены в Указании ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Как правило, подотчетные лица представляют авансовый отчет для подтверждения расходования денег организации (ИП):

• на служебные командировки;
• представительские расходы;
• приобретение товаров (работ, услуг);
• внесение за организацию (ИП) предварительной оплаты контрагентам.

На практике авансовые отчеты составляют не только в случае выдачи под отчет наличных денег из кассы, но и при перечислении подотчетных денег на личную банковскую карту работника, а также при использовании им корпоративной банковской карты для оплаты расходов.

Возможна и иная ситуация. Если работник потратил свои деньги для служебных целей, он имеет право на компенсацию своих расходов (ст. 164 ТК РФ).

Подотчетному лицу необходимо написать заявление о возмещении расходов на имя руководителя (другого уполномоченного лица) с приложением документов, подтверждающих понесенные затраты. Если деньги работнику не выдавались, составлять авансовый отчет не нужно (при условии, что иной порядок не установлен в организации или у ИП).

Выдать деньги под отчет можно любому работнику, в том числе по ГПД. Приказ об утверждении списка подотчетников не обязателен, но если так удобнее, можное его оформить (Письмо ЦБ от 02.10.2014 № 29-Р-Р-6/7859).

Сроки и порядок выдачи денег, сдачи авансового отчета, возврата неизрасходованных сумм и возмещения перерасхода устанавливает руководитель. Их можно закрепить в ЛНА, например в Положении о расчетах с подотчетными лицами. Деньги выдают на основании приказа руководителя или подписанного им заявления подотчетного лица.

Выдача денег оформляется РКО (п. 6.3 указаний).

Если средства переводятся, минуя кассу, на счет подотчетного лица, в приказе или в заявлении нужно отразить банковские реквизиты получателя. Что касается заполнения платежки, в поле «Назначение платежа» укажите, что перечисленные средства являются подотчетными. К примеру, «Аванс на командировочные расходы» или «Аванс на хознужды».

Авансовый отчет заполняется подотчетником и бухгалтером.

Подотчетное лицо составляет авансовый отчет следующим образом.

1. Заполняет графы 1—6 оборотной стороны отчета, указывая:

  • в графе 1 — номера документов (расходов) по порядку;
  • в графах 2—4 — даты, номера и наименования документов, подтверждающих расходы (квитанции, транспортные документы, кассовые и товарные чеки, наименование расходов (суточные);
  • в графах 5—6 — суммы расходов по первичным документам, в рублях или инвалюте.

2. Проставляет подпись и ее расшифровку.

3. Нумерует подтверждающие первичные документы в порядке их записи в графах 1—6 и прилагает их к отчету.

4. Подает авансовый отчет с подтверждающей «первичкой» главному бухгалтеру или специалисту, отвечающему за учет авансовых отчетов, либо непосредственно руководителю.

5. Получает расписку о принятии отчета к проверке.

Бухгалтер со своей стороны присваивает отчету номер и ставит дату. На лицевой стороне прописывает наименование юрлица (Ф.И.О. ИП), подразделение, фамилию с инициалами, должность и табельный номер работника, а также назначение аванса.

В табличной части бухгалтер указывает:

  • наличие остатка или перерасхода по предыдущему авансу;
  • сумму текущего аванса;
  • общую сумму полученных и израсходованных средств;
  • сумму остатка либо перерасхода;
  • бухгалтерские счета, на которых отражаются расходы;
  • информацию о внесении неизрасходованного остатка или о выдаче перерасходованных средств.

Авансовый отчет содержит отрывную расписку о принятии документа к проверке. После ее заполнения бухгалтером расписка выдается подотчетнику. В расписке указывается Ф.И.О. подотчетника, реквизиты отчета, сумма выданных средств и количество подтверждающих документов.

Проставлять печать в авансовом отчете не требуется — такого реквизита в документе нет.

В авансовом отчете допускаются исправления. Для этого подотчетнику необходимо указать дату корректировки и заверить ее подписью ответственного лица с ее расшифровкой (ч. 7 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 16 положения о ведении бухучета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Если ошибки незначительные и не влияют на идентификацию продавца, покупателя, наименований товаров или услуг и их цены, претензий со стороны налоговиков быть не должно (письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547).

Срок подачи подотчетником авансового отчета определяется руководителем компании (пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У). Cроки подачи авансовых отчетов нужно отразить в ЛНА, тогда не придется каждый раз указывать их в заявлении или в приказе о выдаче средств.

Cрок сдачи авансового отчета по возвращении подотчетного лица из командировки — не позднее трех рабочих дней. Это требование п. 26 Положения о служебных командировках, пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

Неистраченную подотчетником наличность необходимо зачислить на расчетный счет. В противном случае велика вероятность штрафа за нарушение кассовой дисциплины в размере 50 тыс. рублей. Согласно разъяснению, изложенному в письме Банка России от 09.07.2020 № 29-1-1-ОЭ/10561, наличность, поступившая в кассу от подотчетного лица по ранее предоставленному авансу, не является по своему экономическому смыслу источником, из которого возможен расход средств без предварительного зачисления в банк, поэтому она подлежит перечислению на счет.

Бланк авансового отчета

Унифицированная форма № АО-1 авансового отчета утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55. Она заполняется в единственном экземпляре на бумаге либо в виде электронного документа, подписанного цифровой подписью (ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, указания по составлению формы № АО-1).

Форма используется с 01.01.2002. Законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ  с 01.01.2013 унифицированные формы первичных учетных документов, к коим относится и бланк авансового отчета, не обязательны к применению, поэтому допускается использование формы, разработанной самой организацией. И все же за основу советуем взять унифицированный бланк, чтобы не пропустить обязательные реквизиты.

Унифицированный бланк авансового отчета по форме № АО-1 можно скачать здесь.

Бланк авансового отчета