Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Как изменились госзакупки в связи с коронавирусом

Коронавирусная эпидемия в определенной степени затронула каждую сферу российской экономики. Для того чтобы элементы рынка продолжили функционировать как в острый период ограничительных мер, так и по его завершении, власти утвердили большой блок антикризисных мер. Отрасль закупок исключением не стала. За период пандемии был принят ряд нормативных актов, упрощающих и оптимизирующих процедуры закупок в сложное для страны время.

Закупки против COVID-19 разрешили делать у единственного поставщика

ФАС рекомендовала своим территориальным органам при проведении контрольных мероприятий, включая проверки, и рассмотрении заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) учитывать факт признания пандемии форс-мажором.

В силу пункта 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при обстоятельствах непреодолимой силы допускается осуществлять закупки у единственного поставщика.

Поэтому заказчики вправе делать у одного поставщика закупки, связанные с предупредительными и профилактическими мероприятиями, направленными на борьбу с COVID-19. Это возможно при условии, что имеется непосредственная связь между профилактикой коронавируса и предметом госзакупки.

ПИСЬМО ФАС РФ от 18.03.2020 № ИА/21684/20

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:
Эта же позиция затем была отражена в письме Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 и совместном письме Минфина РФ, МЧС РФ, ФАС РФ от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20.
Правительство временно получило право определять случаи неконкурентных закупок

Федеральный закон наделил высший исполнительный и распорядительный орган госвласти правом устанавливать новые случаи неконкурентных закупок товаров, работ и услуг в дополнение к перечню, приведенному в ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Также правительство сможет определять особенности таких закупок у единственного поставщика. Эти полномочия предоставлены временно – до конца 2020 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.2020 № 98-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Правительство определило дополнительные случаи закупок у единственного поставщика

Реализуя право, предоставленное до конца текущего года законом № 98-ФЗ, правительство определило дополнительный перечень случаев неконкурентных закупок, это:

— закупки у единственного поставщика, определенного протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов под председательством премьер-министра, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях распространения COVID-19;
— закупки для федеральных госнужд у единственного поставщика, определенного поручением премьер-министра, для реализации решений координационного совета по борьбе с COVID-19, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики;
— закупки у единственного поставщика за счет средств резервного фонда правительства, резервных фондов региональных высших исполнительных органов госвласти.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 08.05.2020 № 647
«Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 443»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Появился новый случай госзакупки работы или услуги у единственного исполнителя

В закон № 44-ФЗ внесены корректировки, расширяющие перечень случаев, когда заказчик вправе произвести закупку услуги или работы у единственного подрядчика, исполнителя.

Согласно документу госзакупка у единственного исполнителя также возможна, если выполнить работу или оказать услугу может только акционерное общество, 100 процентами акций которого владеет РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.06.2020 № 180-ФЗ
«О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Неконкурентная закупка оборудования экспресс-диагностики вируса правомерна

ГБУ осуществило закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса. Правомерность такой неконкурентной закупки оценила ФАС в ходе внеплановой проверки, но нарушений не нашла.

Проверяющие указали, что согласно письму Минфина РФ от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 распространение коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы, поэтому заказчик вправе произвести закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Эта норма допускает неконкурентные закупки при возникновении форс-мажора.

РЕШЕНИЕ Московского УФАС РФ от 24.04.2020 № 077/06/1-7116/2020

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Между неконкурентной закупкой и профилактикой COVID-19 должна быть связь

Госучреждение на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ заключило контракт с единственным поставщиком на выполнение строительно-монтажных работ. ФАС признала эту неконкурентную закупку нарушением.

Антимонопольная служба пояснила, что работы, направленные исключительно на строительство нового объекта, нельзя признать профилактикой или ликвидацией последствий коронавирусной инфекции. В данном случае причинно-следственная связь между закупкой у единственного поставщика и предотвращением распространения вируса отсутствует.

РЕШЕНИЕ Татарстанского УФАС РФ от 29.04.2020 № АЯ-04/5599

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

В РНП не включат, если контракт не исполнен из-за эпидемии

Заказчик направил в ФАС информацию для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО, которое не исполнило контракт в части поставки медицинских масок.

ФАС установила, что исполнитель оповестил заказчика о невозможности поставки масок из-за коронавирусной эпидемии, а поставку шапочек произвел в полном объеме. Кроме того, исполнитель представил копию переписки с другими поставщиками, подтверждающую факт отсутствия масок на рынке. Проверяющие также учли, что до эпидемии ООО исправно выполняло условия контрактов.

Эти обстоятельства ФАС признала уважительными и отказалась занести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

РЕШЕНИЕ Ярославского УФАС РФ от 15.04.2020 № 05-03/47П-20(76-43)

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Из-за коронавируса спишут неустойки по госконтрактам

Правительство разрешило списывать начисленные неустойки по госконтрактам, которые не были выполнены из-за коронавируса. Речь идет именно об обстоятельствах, возникновение которых не зависит от поставщика. Списать неустойку можно даже в том случае, если обязательства по контракту не выполнены полностью.

Для списания штрафов и пеней поставщик обязан представить документ, подтверждающий, что контракт сорвался из-за пандемии.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.04.2020 № 591
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:
Первоначально эта позиция была приведена в совместном письме Минфина РФ, МЧС РФ, ФАС РФ от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20. Ведомства указали, что в силу части 9 ст. 34 закона № 44-ФЗ если неисполнение обязательств по госконтракту произошло из-за распространения коронавируса и принятыми ограничительными мерами, то поставщик вправе ссылаться на эти обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки.

В этом году разрешено менять срок исполнения контракта и его цену

В течение 2020 года по обоюдному согласию стороны могут менять срок исполнения контракта, его цену, если исполнение обязательств невозможно по причине эпидемии или в случаях, установленных правительством.

Чтобы реализовать данное право, заказчику необходимо представить письменное обоснование на основании решения правительства, уполномоченного органа субъекта РФ или органа МСУ. Поставщик должен предоставить обеспечение исполнения контракта, если изменение условий первоначального контракта влечет возникновение новых обязательств, ранее не обеспеченных. При этом размер обеспечения можно снизить по правилам ст. 96 закона № 44-ФЗ.

Если обеспечение исполнения контракта производится новой банковской гарантией, то возвращать старую не потребуется и взыскания по ней не будет. При обеспечении исполнения контракта деньгами производится пересчет в зависимости от изменения его цены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.04.2020 № 98-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Примечание редакции:
Этим же законом в 2020 году заказчикам разрешено при осуществлении закупок у малого бизнеса не устанавливать обеспечительные требования по контракту. Правило работает только в том случае, если закупка не предполагает авансирование.

Требования к госзакупкам смягчили

В закон № 44-ФЗ внесены поправки, направленные на устойчивое развитие экономики в условиях кризиса, вызванного COVID-19. В их числе:

— определен срок вступления в силу изменений, вносимых в закон № 44-ФЗ.
Речь идет о корректировках, касающихся планирования закупок, определения поставщиков, в том числе установления новых способов определения поставщиков, а также контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок. Такие поправки вступят в силу с 1 января очередного года, следующего за годом их принятия. Если изменения в закон внесут после октября, то они заработают с 1 января года, следующего за очередным календарным годом;
— осуществить закупку у единственного поставщика можно будет на сумму до 600 тыс. рублей.
Ранее малая закупка у единственного поставщика была ограничена 300 тыс. рублей. При этом годовой объем таких закупок теперь не может превышать 10 процентов вместо 5 процентов совокупного годового объема;
— обязанность заказчиков устанавливать требования об обеспечении гарантийных обязательств заменяется на аналогичное право.
Если это право будет реализовано, то размер обеспечения устанавливается в пределах от 0,5 (вместо 5 процентов) до 30 процентов НМЦК. Если же расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то требование обеспечения контракта можно не устанавливать;
— в течение 2020 года разрешено менять по соглашению сторон размер аванса, если он был предусмотрен контрактом.
В этом случае решение органа МСУ, правительства или субъекта РФ, как и в случае с изменением срока исполнения контракта, не требуется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.2020 № 124-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Власти увеличили авансирование по госконтрактам

Правительство приняло решение увеличить авансирование исполнителей по государственным контрактам.

Установленный для размера авансов лимит 30 процентов вырастет до 50 процентов.

Таким образом, компании, выполняющие работы, услуги или поставляющие товары для государственных нужд, смогут получать авансы до половины цены заключенного госконтракта.

Также на этот год допускается предусматривать авансы в госконтрактах на закупки, по которым сейчас авансирование запрещено. Соответствующий запрет заморожен до конца 2020 года.

Нововведения являются еще одной мерой поддержки бизнеса в условиях кризиса.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.04.2020 № 630
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Минфин назвал условия для корректировки госконтрактов в части авансов

Постановлением от 30.04.2020 № 630 заказчикам разрешено предусматривать в заключаемых контрактах повышенные авансы в размере 50 процентов общей суммы. Вместе с тем Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ введено дополнительное основание для корректировки заключенных контрактов, в том числе на возведение объектов капстроительства, в части изменения размера аванса.

То есть в уже заключенном контракте можно поменять размер аванса. Данная возможность действует, только если в результате коронавирусной эпидемии исполнить обязательства по контракту невозможно.

Минфин сообщил, что внесение изменений в части авансов в заключенные контракты допускается, если одновременно соблюдается ряд условий:

— новый размер аванса не превышает предельного размера, установленного для соответствующего контракта;
— заключенным контрактом предусматривалась выплата аванса;
— корректировки контракта согласованы сторонами и производятся по инициативе исполнителя;
— невозможность исполнения контракта на действующих условиях обусловлена эпидемией COVID-19.

ПИСЬМО Минфина РФ от 19.05.2020 № 09-04-05/41434

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Можно ли расторгнуть контракт в связи с коронавирусным форс-мажором

Президиум ВС РФ разъяснил свою точку зрения относительно правомерности прекращения обязательства в связи с признанием эпидемии форс-мажором. Речь идет о расторжении договора на основании ст. 416 и 417 ГК РФ, предусматривающих прекращение обязательства невозможностью исполнения или на основании акта органа госвласти (МСУ).

По мнению Верховного Суда, признание коронавируса обстоятельством непреодолимой силы – не универсальное правило, действующее для всех должников без исключения. При применении возможностей форс-мажора нужно учитывать обстоятельства конкретного дела, включая срок исполнения обязательства, его характер, добросовестность должника. Наступление форс-мажора не прекращает обязательство, если исполнение остается возможным после того, как такие обстоятельства закончились.

При этом ВС приводит критерии, при соответствии которым можно избежать последствий за неисполнение обязательств из-за коронавируса:

— длительность обстоятельств непреодолимой силы;
— причинно-следственная связь между форс-мажором и невозможностью исполнения обязательств;
— непричастность стороны к созданию форс-мажора;
— добросовестное принятие мер для предотвращения возможных рисков.

Таким образом, если обстоятельства непреодолимой силы привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, которая имеет постоянный характер, то данное обязательство прекращается на основании ст. 416 или 417 ГК РФ.

«ОБЗОР по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1»
(Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:
Закон № 44-ФЗ не содержит такого основания для расторжения контракта, как наступление обстоятельств непреодолимой силы. В силу частей 8 и 9 ст. 95 закона расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по судебному решению, по одностороннему отказу на основании ГК РФ, если это предусмотрено контрактом. В последнем случае можно расторгнуть контракт на основании ст. 416 или 417 ГК РФ с учетом разъяснений Президиума ВС РФ. Если же возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств контрактом не предусмотрена, то целесообразно достигнуть соглашения сторон или же продолжить урегулирование вопроса в судебном порядке.

Заказчик может отменить закупку, если ему урезали финансирование из-за эпидемии

На основании статьи 36 закона № 44-ФЗ заказчик может отменить закупку за 5 дней до завершения подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо за 2 дня до окончания подачи заявок на запрос котировок.

При рассмотрении жалоб на отмену закупок позже установленного срока ФАС будет устанавливать наличие связи между отменой закупки и урезанием финансирования из-за перераспределения бюджетных ассигнований в связи с борьбой с эпидемией.

Если обнаружится, что связь между отзывом финансирования и отменой закупки позже срока имеется, то предписание об устранении нарушений не выдается. Также не может быть начато производство по административному делу, а начатое производство прекращается.

ПИСЬМО ФАС РФ от 24.04.2020 № ИА/35242/20

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Из-за эпидемии закупку можно отменять вплоть до заключения контракта

ООО пожаловалось в ФАС на госзаказчика, который нарушил сроки отмены закупки, предусмотренные ч.1 ст. 36 закона № 44-ФЗ. В ходе разбирательства было установлено, что на территории региона ввели режим повышенной готовности и сопутствующие ограничительные меры.В этот же день заказчик решил отменить закупку и разместил данную информацию в ЕИС. Указанные действия произведены за пределами установленных сроков. По мнению службы, в подобном случае нарушений нет, поскольку действует п. 2, а не п. 1 ст. 36 закона № 44-ФЗ. Эта норма наделяет заказчика правом отменять закупку не за 5 дней до окончания приема заявок, а до заключения контракта, если возникли обстоятельства непреодолимой силы. При этом ФАС сослалась на совместное с Минфином РФ и МЧС РФ письмо от 03.04.2020 № 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20, в котором эпидемия COVID-19 признается форс-мажором.

РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского УФАС РФ от 24.04.2020 № 44-2212/20

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Отмену закупки надо обосновать связью с распространением коронавируса

Исполнитель обжаловал в антимонопольном органе отмену закупки заказчиком на этапе заключения контракта, который совпал с периодом действия противокоронавирусных ограничений. ФАС установила, что предметом закупки являлась поставка грунта в период с 1 мая по 31 августа. Доказательства, свидетельствующие о невозможности заключить контракт из-за распространения коронавируса, заказчик не представил. Поэтому ФАС признала отмену закупки незаконной ввиду недоказанности причинно-следственной связи.

РЕШЕНИЕ Московского УФАС РФ от 28.04.2020 № 077/06/57-7211/2020

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Антимонопольная служба ответила на вопросы об антикризисных изменениях в госзакупках

ФАС выпустила обзор разъяснений о последних корректировках в законодательстве о закупках. Участникам контрактной системы ведомство рекомендует руководствоваться следующими позициями:

— закон № 98-ФЗ разрешил менять срок исполнения контракта и его цену, если из-за эпидемии исполнить контракт в первоначальном виде не получится.
Однако этот закон не предусматривает возможности корректировки количества товара, объема работы или услуги с пропорциональным изменением цены контракта. При изменении объема работ нужно руководствоваться пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ;
— заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если такое право предусмотрено условиями контракта.
Это относится и к малым закупкам. Несмотря на то что сведения о малых закупках в ЕИС не размещаются, данные об одностороннем расторжении контракта по малой закупке следует публиковать в ЕИС;
— Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлено доптребование к участнику закупки на выполнение работ по строительству, капремонту, реконструкции объекта капстроительства, если НМЦК более 10 млн рублей – должен иметься опыт по исполнению аналогичного контракта за последние 3 года перед подачей заявки.
Этот опыт следует подтверждать либо копией исполненного государственного, муниципального контракта, либо копией гражданско-правового договора.

«ОБЗОР разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (май 2020 года)»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

ФАС предлагает продолжить онлайн-участие в разрешении жалоб

Во время самоизоляции в письме от 03.04.2020 № ИА/27895/20 ФАС заявила о переходе на дистанционное рассмотрение жалоб, проведение внеплановых проверок, разрешение обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако после отмены нерабочих дней и выхода из противокоронавирусных ограничений антимонопольная служба рекомендует участникам контрактной системы в преимущественном порядке продолжить использование видео-конференц-связи при рассмотрении жалоб на контролирующие органы, внеплановые проверки и включение в РНП.

В то же время, отмечают в ведомстве, доступно и личное присутствие при разрешении жалобы. Для оформления пропуска в этих целях за день до назначенного события нужно подать заявление на сайте ЦА ФАС РФ.

Письменное обращение должно быть отправлено до 16:00 (местного времени), а ответ на него будет выслан в этот же день до 18:00 или на следующий день, если заявка подавалась в выходной.

ПИСЬМО ФАС РФ от 29.05.2020 N МЕ/45732/20

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

ФАС предостерегает от лишних требований к опыту участников госзакупок

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены документы, которые подтверждают опыт участников госзакупок. Таких документа три ‒ это копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копии исполненного договора и акта выполненных работ.

При этом зачастую заказчики просят предоставить указанные документы по определенной форме или запрашивают особый комплект бумаг, что становится излишним требованием к участникам.

В результате принимающего участие не допускают до закупки по формальному обстоятельству. В связи с этим ФАС предостерегает, что в составе заявки должны быть только три названных документа и предъявление к ним дополнительных требований о комплектности или форме не допускается.

ИНФОРМАЦИЯ ФАС РФ от 09.06.2020
«Недопустимо отказывать участникам в допуске к торгам по надуманным основаниям»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО