Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Интервью с чиновником: Частые вопросы по применению онлайн-ККТ

Над статьей работали:

Редакция «Время Бухгалтера» попросила ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные с переходом на применение онлайн-ККТ, советника государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селянину Жанну Сергеевну.

Вопрос: Кто должен применять онлайн-ККМ с 01.07.2017?

Ответ: С 1 июля 2017 г. практически все ИП и организации, использующие наличные расчеты и расчеты банковскими картами, должны перейти на новые онлайн-ККМ. Исключение составляют организации и ИП, применяющие ЕНВД, оформляющие БСО при выполнении работ и оказании услуг населению, ИП, применяющие ПСН, продавцы товаров через торговые автоматы.

Вопрос: В чем отличие онлайн-ККМ от старых ККМ?

Ответ: Сама суть работы новой и старой техники ни чем не отличаются. Разница в том, что в старых ККМ вся информация записывалась на ЭКЛЗ и оставалась в организациях, в онлайн-ККМ информация о покупках записывается на фискальный накопитель и по средствам интернет связи передается в ФНС. Также в онлайн-ККМ применяется разновидность двух чеков, это печатный и электронный, а при использовании ККМ старого образца применялся только печатный чек.

Вопрос: Как правильно выбрать онлайн-ККМ для работы?

Ответ: В работе нужно использовать только модели ККТ внесенные в специальный реестр и утвержденные Федеральной налоговой службой. Полный перечень моделей можно просмотреть на сайте ФНС nalog.ru. С функционалом и параметрами каждой модели предприятия и ИП должны определиться самостоятельно. Это зависит от того какое программное обеспечение они используют в работе и как оно будет взаимодействовать с ККМ. Например, интернет-магазинам не нужны модели ККМ, печатающие бумажные чеки, т.к. они не контактируют с покупателем лично и чек передается только в электронном виде. Организациям по курьерской доставке нужны переносные ККМ с печатающими устройствами, которые выдают бумажный чек, и всю информацию передают на одну ККМ установленную стационарно, а она в свою очередь передает данные в ИФНС.

Вопрос: Кому и как передается электронный чек?

Ответ: Электронный чек передается покупателю по его просьбе. Для этого покупатель должен указать свой номер сотового телефона или адрес электронной почты. Функция по передачи электронного чека возложена на Оператора Фискальных Данных (ОФД). Если покупатель не попросил электронный чек, ничего передавать не нужно.

Вопрос: Кто и куда должен вносить сведения предоставленные покупателем?

Ответ: Сведения вносит непосредственно в ККМ, человек, осуществляющий расчет за покупку. Это может быть кассир или лицо ответственное за эти операции. Информация поступает в ОФД и чек передается покупателю, смс — уведомлением.

Вопрос: Обязательно ли в чеке указывать наименование товара?

Ответ: Это один из обязательных реквизитов, указываемых в чеке в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ.

Вопрос: Цена товара в чеке указывается со скидкой или без?

Ответ: Согласно все той же ст. 4.7 54-ФЗ в чеке указывается цена товара за единицу с учетом скидок и наценок.

Вопрос: Как на онлайн-ККМ пробивать предоплату за товар?

Ответ: При внесении предоплаты (аванса) необходимо выдавать кассовый чек с соответствующим признаком способа расчета. А после конечного расчета с использованием ранее внесенной предоплаты выдавать кассовый чек с формой расчета «зачет аванса». Если продавец на момент получения предоплаты может определить наименование товара, он должен указать его в кассовом чеке. Более подробную информацию о форматах и реквизитах новых кассовых чеков можно получить из утвержденного Приказа ФНС РФ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Вопрос: Если после пробития чека обнаружилась ошибка, как ее исправить?

Ответ: При обнаружении ошибок выбивается чек коррекции. Данным чеком вы регулируете продажу в сторону увеличения или уменьшения.

Вопрос: Что делать если покупатель возвращает товар?

Ответ: Если товар возвращается покупателем, пробивается обычный чек, имеющий признак расчета «возврат прихода».

Вопрос: Как оформить чек (указать в нем наименование товаров), если покупка частично оплачена налом, а частично безналом?

Ответ: Продавец печатает один чек, где указано: «сумма оплаты электронными средствами платежа» и «сумма оплаты наличными» и указывает в нем наименование товара.

Вопрос: Перед тем, как зарегистрировать онлайн-кассу, старую технику надо снять с учета в инспекции и каким образом будет работать магазин, если старая ККТ уже снята с учета, а новая касса еще не зарегистрирована?

Ответ: Старую технику надо снять с учета в инспекции только после того как вы зарегистрировали новую онлайн-кассу. В случае если старая ККТ уже снята с учета, а новая касса еще не зарегистрирована нужно еще разбираться, по каким причинам это произошло. В этой ситуации магазин должен приостановить свою деятельность до выяснения всех обстоятельств и установки новой ККТ. В противном случае могут быть применены штрафные санкции.

Вопрос: Какие первичные документы можно не заполнять при работе с онлайн-кассой?

Ответ: Согласно письмам ФНС России от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@ и Минфина РФ от 16.09.2016 № 03-01-15/54413 можно не заполнять следующие первичные документы:

КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККМ»;

КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию»;

КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;

КМ-5 «Журнал регистрации показаний, суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста»;

КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;

КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации»;

КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;

КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Эта норма не является обязательной. Если вы привыкли работать с этими документами, то можете и в дальнейшем их использовать.

Вопрос: Что будет, если организация или ИП не успеет перейти до 01 июля 2017 года на онлайн-кассы?

Ответ: Согласно письма Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121 «Об административной ответственности в отношении пользователей, применяющих контрольно-кассовую технику» если будет обнаружен факт неприменения новой ККТ по причинам, не зависящим от организации или ИП, штрафные санкции применяться не будут. Например, если вы заключили договор на поставку новой ККТ, но в срок указанный в договоре она не была поставлена, вы можете не опасаться применения штрафных санкций. Но чтобы для вас не было неожиданностью появление проверяющих, сообщите об этом факте в налоговую инспекцию.