Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2019 N 5-АПГ18-154

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2019 г. N 5-АПГ18-154

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 24 октября 2018 года об удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества научно-производственное объединение «Наука» о признании не действующими с 1 января 2018 года пункты 21668, 21670 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества научно-производственное объединение «Наука» Ионова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций».
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Согласно пунктам 21668, 21670 Перечня на 2018 год налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1135 и 77:09:0004021:1137, расположенных соответственно по адресам: г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, д. 2, к. 14 и г. Москва, 3-я ул. Ямского Поля, д. 2, к. 19.
Публичное акционерное общество научно-производственное объединение «Наука», являющееся собственником указанных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 21668, 21670 перечня на 2018 год не действующими с момента принятия, указав в обоснование заявленных требований, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1135 и 77:09:0004021:1137 не подпадают под критерии, установленные статьей 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечень на 2018 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 24 октября 2018 года исковые требования ПАО НПО «Наука» удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО НПО «Наука» и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций», устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1).
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1135, 77:09:0004021:1137 включены в оспариваемые пункты Перечня на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004021:6381, имеющим вид разрешенного использования «деловое управление (4.1.) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)».
При установлении факта нахождения объектов недвижимости на указанном выше земельном участке административный ответчик руководствовался Публичной кадастровой картой.
Вместе с тем согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 28 ноября 2017 года и на 1 января 2018 года здания с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1135, 77:09:0004021:1137 располагались на одном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0004021:5909 с видом разрешенного использования, не предусматривающим размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения «участки смешанного размещения производственных объектов различного вида», что также подтверждается ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве от 18 октября 2018 года.
Учитывая наличие таких противоречий в документации, а также положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения зданий с кадастровыми номерами 77:09:0004021:1135, 77:09:0004021:1137 в названный перечень по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Кроме того, указанные здания не могли быть включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и по фактическому использованию, поскольку используются под промышленность, производство и склады, что подтверждается актами Госинспекции от 24 июня 2015 года N 9091984, от 29 июня 2018 года N 9092005/ОФИ и N 9092006/ОФИ.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы — без удовлетворения.

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО