Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.08.2018 № 73-АПГ18-7

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2018 г. N 73-АПГ18-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Цыбикова Б.Б. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Цыбикова Б.Б. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 20 июля 2018 года N 18 «О регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 Цыренова Зоригто Доржиевича».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 5 июля 2018 года N 3056-V «О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва», официально опубликованным 8 июня 2018 года, назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва на 9 сентября 2018 года.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 20 июля 2018 года N 18 Цыренов З.Д., выдвинутый региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Бурятия, зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23.
Цыбиков Б.Б., зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидатом в депутаты, выдвинутый Бурятским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ Россия», обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения и его отмене.
По мнению административного истца, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации Цыренова З.Д. кандидатом в депутаты, предусмотренные подпунктами «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку Цыренов З.Д. представил в избирательную комиссию недостоверные сведения о своем имуществе и расходах на его приобретение, не отразив в справке по форме, утвержденной подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, приобретение квартиры по договору купли-продажи от 28 мая 2015 года на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, и не проинформировав своевременно избирательную комиссию об источнике средств, за счет которых была совершена данная сделка. Кроме того, Цыренов З.Д. в нарушение подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не подтвердил документально статус неработающего кандидата (домохозяина), указанный в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 23.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2018 года Цыбикову Б.Б. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Прокурором, принимавшим участие в рассмотрении дела, представителем Цыренова З.Д., а также Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Бурятия представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с вынесенным судебным решением.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) — также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.
Выводы суда первой инстанции об обоснованности решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 от 20 июля 2018 года N 18 о регистрации Цыренова З.Д. кандидатом в депутаты соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Согласно подпункту «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Форма соответствующей справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, в котором разъяснено, что справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
В заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) (пункт 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Вместе с таким заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), что следует из подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 и подпунктом «б» пункта 2.2 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия».
Судом установлено, что Избирательная комиссия Республики Бурятия постановлением от 4 июля 2018 года N 83/1033-6 заверила список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательным объединением Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Бурятия, в который Цыренов З.Д. включен в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 23.
В Окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 23 6 июля 2018 года вместе с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата Цыреновым З.Д. была представлена справка о расходах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, в которой он отразил, что в течение последних трех лет сделок по приобретению имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги за три последних года, не имелось.
Суд первой инстанции сделал правильное суждение о том, что неуказание Цыреновым З.Д. в указанной справке сведений о приобретении квартиры по договору купли-продажи от 28 мая 2015 года и источников получения средств, за счет которых совершена данная сделка, а также непредставление им документов, подтверждающих статус неработающего кандидата (домохозяина), зафиксированный в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты, не могут квалифицироваться как основания для отказа в регистрации, предусмотренные подпунктами «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Из доказательств по делу следует, что документы, необходимые в соответствии с действующим законодательством для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, оформленные с соблюдением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащие сведения, предусмотренные в том числе пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона, представлены Цыреновым З.Д. в окружную избирательную комиссию одновременно с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты.
Выявленные избирательной комиссией неточность и неполнота сведений, представленных Цыреновым З.Д., связанные также со сведениями о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, в качестве правовых последствий могли повлечь извещение об этом кандидата, который, в свою очередь, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Соответствующее уведомление в адрес Цыренова З.Д. было направлено избирательной комиссией 16 июля 2018 года. Со своей стороны кандидат представил уточненные сведения о принадлежащем ему недвижимом имуществе 18 июля 2018 года.
Кроме того, как правильно отмечено судом первой инстанции, даже если согласиться с мнением административного истца о том, что датой совершения сделки является 10 июня 2015 года, оснований для отмены решения комиссии о регистрации Цыренова З.Д. не имеется. Справки о расходах заполнены Цыреновым З.Д. в соответствии с законом, а указание недостоверных сведений о расходах кандидата не предусмотрено действующим законодательством как самостоятельное основание для отказа в регистрации кандидата.
Не может повлиять на отмену решения довод административного истца о том, что Цыренов З.Д. не подтвердил документально статус неработающего кандидата (домохозяина), указанный в заявлении о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу N 23.
Из положений подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и соответствующей им нормы Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 года N 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» не следует обязанность лица, указавшего в заявлении о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты об отсутствии основного места работы, представить дополнительные документы, подтверждающие такие сведения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного постановления, так как все они судом первой инстанции проверялись, им дана надлежащая судебная оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не усматривается, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Бурятия от 31 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Цыбикова Б.Б. — без удовлетворения.

——————————————————————