АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 18.07.2018 № 5-АПГ18-49

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2018 г. N 5-АПГ18-49

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью «РОЭКС», Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы на решение Московского городского суда от 6 декабря 2017 года о частичном удовлетворении административного искового заявления ООО «РОЭКС» о признании недействующими пунктов 20417, 20414 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей ООО «РОЭКС» Петрова А.М., Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотова П.С., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

28 ноября 2014 года Правительством Москвы издано постановление N 700-ПП, подпунктом 1.1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций».
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в подпункте 1.1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова «на 2015 год и последующие налоговые периоды». Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в подпункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова «в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций». Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
В пункты 20417 и 20414 названного Перечня на 2017 года включены здания с кадастровыми номерами 77:09:0002030:1096 и 77:09:0002030:1085, расположенные по адресу: г. Москва, Ильменский проезд, д. 13, стр. 3 и стр. 20 соответственно.
ООО «РОЭКС» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими данных пунктов Перечня, указав в обоснование заявленных требований, что нежилые здание с кадастровыми номерами 77:09:0002030:1096 и 77:09:0002030:1085 не подпадают под критерии, установленные статьей 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Решением Московского городского суда от 6 декабря 2017 года административное исковое заявление ООО «РОЭКС» удовлетворено частично, пункт 20417 Перечня признан не действующим с 1 января 2017 года, в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 20414 Перечня отказано.
В апелляционной жалобе ООО «РОЭКС» просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 20414 Перечня отменить в этой части принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы просят решение суда первой инстанции в части признания пункта 20417 Перечня не действующим с 1 января 2017 года отменить в этой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Судебная коллегия соглашается как с выводами суда о признании недействующим пункта 20417 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база, определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, в соответствии с которым здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1096, расположенное по адресу: г. Москва, Ильменский проезд, дом 13, строение 3, включено в названный Перечень на указанный год по виду разрешенного использования земельного участка, так и об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим пункта 20414 названного Перечня о включении в него на указанный год здания с кадастровым номером 77:09:0002030:1085 расположенного по адресу: г. Москва, Ильменский проезд, дом 13, строение 20, по фактическому использованию этого здания.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства и не противоречат нормам налогового законодательства, устанавливающим особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в городе Москве, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом достоверно установлено, что спорное здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1096, включенное в Перечень на 2017 год по виду разрешенного использования земельного участка, расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:81, переданном в аренду административному истцу на основании договора от 13 июля 2011 года с видом разрешенного использования «эксплуатация станции технического осмотра автомобилей».
Аналогичный вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка.
Поскольку вид разрешенного использования «эксплуатация станции технического осмотра автомобилей» не предусматривает размещение объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, что буквально следует из предписаний постановления Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП «Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в соответствии с пунктом 3.1.1 которого объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств относятся к группе видов «участки размещения производственных объектов» с кодовым обозначением 1.2.9, суд правомерно пришел к выводу о незаконности отнесения спорного здания с кадастровым номером 77:09:0002030:1096 к объектам недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется из его кадастровой стоимости.
Разрешая вопрос о законности пункта 20414 названного Перечня, суд достоверно установил, что, несмотря на то, что здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1085 расположено на том же земельном участке, что и здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1096, оно фактически используется 100% для размещения офисов, объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Данное обстоятельство подтверждается актом Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 26 апреля 2016 года N 9094314/ОФИ (к акту приложена фототаблица, показывающая, что это здание используется в качестве автосервиса, на фасаде имеется вывеска «техцентр», имеется информационный указатель о приемке автомобилей, внутри здания расположен информационный стенд, а также витрина, где выставляются на продажу автомобильное оборудование).
Акт фактического использования составлен с соблюдением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, каких-либо доказательств, опровергающих его выводы, административным истцом не представлено.
При таких данных, учитывая, что Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163 (действовавший на момент включения здания в Перечень), систематизируя виды услуг населению с учетом новых экономических условий в Российской Федерации, включил техническое обслуживание легковых автомобилей в группу бытовых услуг; Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст указанный вид деятельности отразил под кодом 45.20 (раздел G); распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации код 45.20 включен в Перечень кодов видов деятельности как бытовые услуги, Правительство города Москвы вправе было отнести здание с кадастровым номером 77:09:0002030:1085 к объектам недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется из его кадастровой стоимости.
В связи с изложенным, учитывая, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 6 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «РОЭКС», Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы — без удовлетворения.

——————————————————————

Задать вопрос


Please leave this field empty.



*Для организаций Москвы и МО


Please leave this field empty.Please leave this field empty.Please leave this field empty.