Кассационное определение Верховного Суда РФ от 23.11.2018 N 72-КГ18-7

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2018 г. N 72-КГ18-7

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 9 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2018 года по делу по административному исковому заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 59» об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 29 сентября 2017 года N 303.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в ходе проведения внеплановой документарной проверки с целью контроля выполнения предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее — Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Управление) от 15 декабря 2016 года N 346 об устранении выявленных нарушений санитарных правил Управлением установлено, что муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад N 59» (далее — МБДОУ «Детский сад N 59») в том числе не выполнены требования пункта 5 данного предписания, срок выполнения которого истек 1 сентября 2017 года, а именно: не определено количество детей в группах дошкольной образовательной организации исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 кв. м на одного ребенка, что является нарушением требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049-13, санитарные правила).
29 сентября 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в отношении МБДОУ «Детский сад N 59» вынесено предписание N 303, в пункте 3 которого содержится требование об устранении выявленного нарушения — несоответствия санитарным правилам количества детей в группах — и определен срок для его выполнения до 1 сентября 2018 года.
МБДОУ «Детский сад N 59» обратилось в суд с административным иском к Управлению Роспотребнадзора по Забайкальскому краю о признании незаконным пункта 3 предписания от 29 сентября 2017 года N 303 об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам проверки.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что указанное требование оспариваемого предписания не исполнимо, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности отчисления обучающегося по инициативе образовательной организации, в том числе в целях устранения нарушений санитарных правил.
Решением Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 9 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2018 года, административный иск МБДОУ «Детский сад N 59» удовлетворен, пункт 3 предписания Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 29 сентября 2017 года N 303 признан незаконным и отменен.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 13 марта 2018 года Управлению Роспотребнадзора по Забайкальскому краю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю просит отменить решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 9 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2018 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска МБДОУ «Детский сад N 59».
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 5 октября 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Удовлетворяя административный иск, суды исходили из неисполнимости оспариваемого пункта предписания, поскольку у административного истца отсутствуют дополнительные помещения для организации дополнительных групп в целях размещения детей, а законодательством не предусмотрена возможность отчисления принятых в учреждение детей в целях приведения их численности в соответствие с требованиями санитарных правил.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации такие выводы судебных инстанций считает основанными на неправильном применении норм материального права.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения — публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 названного выше федерального закона).
На охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, направлены СанПиН 2.4.1.3049-13.
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (пункт 1.4).
Пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 кв. м на одного ребенка.
Из приведенного положения санитарных правил прямо следует, что комплектование групп в дошкольных образовательных организациях с превышением установленных нормативов не допускается. Фактическое присутствие всех принятых свыше установленного норматива в группу детей приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей.
Таким образом, нахождение в группе большего чем предусмотрено Санитарными правилами количества детей может стать причиной неблагоприятной эпидемиологической обстановки в детском учреждении, а также привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 6.1 данных правил в образовательных и оздоровительных организациях, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Так, одним из видов мероприятий по недопущению возникновения случаев внебольничной пневмонии среди людей является соблюдение требований к размещению и бытовому устройству в организованных коллективах детей (пункт 7.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3116-13 «Профилактика внебольничных пневмоний», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 62).
Признавая незаконным оспариваемое предписание, судебные инстанции не учли, что фактическое присутствие всех принятых в МБДОУ «Детский сад N 59» детей приведет к несоблюдению установленных гигиенических нормативов, возникновению опасности распространения инфекционных и паразитарных болезней среди воспитанников, ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя по договору с родителями детей обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг, что нарушает права и законные интересы родителей, детей и не соответствует приведенным выше положениям закона и санитарным правилам.
Суждение судебных инстанций о неисполнимости оспариваемого предписания не имеет правового значения для правильного разрешения данного административного дела, более того, является необоснованным, поскольку административный истец в случае невозможности самостоятельного устранения выявленных нарушений вправе обратиться в органы местного самоуправления, на которые действующим законодательством возложена обязанность своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных надлежащих условий для осуществления ими образовательной деятельности (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При таком положении вывод судебных инстанций о том, что оспариваемое МБДОУ «Детский сад N 59» предписание Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 29 сентября 2017 года N 303 незаконно, является неправильным.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 9 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 59» об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 29 сентября 2017 года N 303.

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО