ПИСЬМО ФНС РФ от 02.12.2016 № ЕД-4-2/23040@

Вопрос: Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В силу п. 4 ст. 93.1 НК РФ на основании указанного поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
АО состоит на учете в налоговых органах в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также по другим основаниям, включая по месту нахождения его обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества, по месту нахождения транспортных средств. При этом ни одно из созданных обособленных подразделений, включая филиалы, не выделено на отдельный баланс, не наделено полномочиями по исчислению налогов и пр.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ, Основными Правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105, АО установило порядок документооборота с применением централизованного способа хранения всех документов, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности общества и его обособленных подразделений, при котором обеспечивается минимальный срок нахождения этих документов в подразделении. Централизованный порядок хранения документов закреплен в учетной политике АО, которая неоднократно представлялась налоговому органу.
На практике налоговые органы, в которых организация состоит на учете по месту нахождения ее обособленного подразделения, истребуют документы согласно ст. 93.1 НК РФ у обособленных подразделений, которые не располагают документами.
У кого нужно истребовать документы (информацию) в случае установления организацией централизованного способа хранения документов?
Вправе ли обособленное подразделение, получившее требование о предоставлении документов (информации), направить ответ с указанием на невозможность представить документы по причине того, что ими не располагает? Обязано ли оно перенаправить полученное требование в адрес головной организации?
Является ли основанием для продления срока представления документов направление требования в адрес обособленного подразделения, не располагающего истребованными документами (информацией) в связи с централизованным хранением документов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 2 декабря 2016 г. N ЕД-4-2/23040@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение АО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации) вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Учитывая изложенное, истребование налоговым органом документов у организации, состоящей по учете по месту нахождения обособленного подразделения, является обоснованным. При этом организация исполнения данного поручения осуществляется юридическим лицом самостоятельно.
Необходимость получения документов из централизованного хранилища организации не является основанием для сообщения налоговому органу, что организация не располагает истребуемыми документами (информацией). При этом, по мнению Федеральной налоговой службы, необходимость получения из централизованного хранилища организации документов для их последующего представления в налоговый орган может являться основанием для продления срока исполнения требования о представлении документов (информации).
Одновременно обращается внимание, что при необходимости организация может самостоятельно определить получателя документов, используемых налоговым органом в рамках реализации своих полномочий (в том числе получателя требований о представлении документов (информации)) и уведомить об этом налоговый орган. Порядок такого уведомления определен письмом ФНС России от 06.10.2016 N ПА-4-6/18891@.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
02.12.2016

——————————————————————