ПИСЬМО ФНС РФ от 09.11.2016 № АС-2-20/1136@

Вопрос: О применении ККТ при осуществлении наличных расчетов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 9 ноября 2016 г. N АС-2-20/1136@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.
В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ), который предусматривает обязанность применять контрольно-кассовую технику всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, а также выдачу и (или) направление в электронной форме кассового чека или бланка строгой отчетности покупателю (клиенту) на его абонентский номер либо адрес электронной почты, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом N 290-ФЗ.
При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.
Также Федеральный закон N 290-ФЗ обязывает пользователей контрольно-кассовой техники обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Новый порядок применения контрольно-кассовой техники также позволяет реализовать гражданский контроль, при котором любой чек может быть быстро и удобно проверен покупателем, в том числе с помощью бесплатного мобильного приложения, посредством которого покупатель в случае обнаружения нарушения сможет направить жалобу в налоговый орган.
При этом ФНС России считает недопустимым подмену административной ответственности за несоблюдение требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения на уголовную, так как предложение, указанное в обращении, не согласуется с принципами соразмерности совершенного правонарушения.
Обращаем внимание, что Уголовный кодекс Российской Федерации содержит уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО