Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо ФНС РФ от 23.09.2019 N БС-4-11/19262@

Вопрос: Об определении базы для исчисления страховых взносов ИП, применяющими УСН; о применении пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, применяющими УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 23 сентября 2019 г. N БС-4-11/19262@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо от 21.08.2019, сообщает.
1. По вопросу определения базы для исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) с объектом налогообложения «доходы минус расходы»
Положениями статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) на плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее — плательщики), в частности, индивидуальных предпринимателей, возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в том числе исчисленных с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, в размере 1,0 процента.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса, то есть при определении доходов учитываются доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса.
При этом упомянутые положения статьи 430 Налогового кодекса не предполагают для плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов.
Таким образом, при определении базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей за соответствующий расчетный период, для индивидуальных предпринимателей на УСН величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.
Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит.
Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 и доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 21.02.2018 N ГД-4-11/3541@.
Также обращаем внимание, что вышеуказанную позицию Минфина России поддержал Верховный Суд Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Письма Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369».
В настоящий момент направлена кассационная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2019 N 309-ЭС19-18969 в отношении ИП Павловой С.А. по делу от 14.11.2018 N А60-65115/2018.
После вынесения решения по указанному делу налоговые органы будут руководствоваться при реализации своих полномочий данным решением начиная со дня его размещения в полном объеме на официальных сайтах в сети Интернет либо со дня его официального опубликования в установленном порядке.
О результатах рассмотрения кассационной жалобы будет сообщено дополнительно.
2. По вопросу права применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками страховых взносов, одновременно применяющими УСН и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) и осуществляющими основной вид экономической деятельности, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, по которому применяется ЕНВД
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность, предусмотренная указанным подпунктом, установлено право применения пониженных тарифов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса пониженные тарифы страховых взносов установлены на период 2017 — 2018 гг. при условии, что доходы плательщиков страховых взносов за налоговый период не превышают 79 млн рублей.
Исходя из положений пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса.
Следовательно, пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, применяются плательщиками страховых взносов при соблюдении установленных условий и применении УСН по основному виду экономической деятельности.
Таким образом, если основным видом экономической деятельности плательщика страховых взносов, совмещающего УСН и ЕНВД, является вид экономической деятельности, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса, но по которому плательщик применяет ЕНВД, то у него отсутствует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Кроме того, письмом ФНС России от 31.01.2019 N БС-4-11/1580@ направлялся ответ на аналогичный вопрос.
Обращаем внимание, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

23.09.2019