ПИСЬМО ФНС РФ от 25.03.2016 № СД-4-3/5153

Вопрос: Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
НК РФ перечень данных услуг не установлен, в связи с чем аэропорты облагают НДС только часть оказываемых услуг.
В данной ситуации необходим принцип «зеркальности», проявляющийся в том, чтобы аэропорты выставляли счета-фактуры с выделенной суммой НДС, исчисляли и уплачивали НДС со своих услуг в бюджет, а авиакомпании принимали данный НДС к вычету, в таком случае интересы бюджета не были бы нарушены.
Законность и обоснованность такой методики подтверждается Конституционным Судом РФ (Определение от 07.11.2008 N 1049-О-О, Постановление от 03.06.2014 N 17-П), а также Письмами ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26274 и от 16.02.2015 N ГД-4-3/2366@.
На практике территориальные налоговые органы отказывают авиакомпаниям в принятии к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным аэропортами, объясняя это тем, что аэропорты:
— оказывают не облагаемые НДС услуги (перечень которых не установлен), в связи с этим они не имеют права выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а авиакомпании не имеют права принимать к вычету НДС по таким счетам-фактурам;
— не уплачивают НДС с оказанных авиакомпаниям услуг в бюджет;
— не заполняют строку 030 разд. 1 декларации по НДС, при этом они отражают сумму от реализации ими услуг по строке 010 разд. 3 декларации.
Какие услуги, оказываемые в аэропортах по обслуживанию российских авиакомпаний, в том числе выполняющих внутренние и международные полеты, подлежат обложению НДС?
Вправе ли аэропорты выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС по своим услугам и вправе ли авиакомпании принимать НДС по таким счетам-фактурам к вычету?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО  от 25 марта 2016 г. N СД-4-3/5153

Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу, касающемуся применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), сообщает следующее.
Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС).
При этом глава 21 Налогового кодекса не содержит определения понятия «услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов» и перечня таких услуг.
При решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов можно руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (в редакции приказа Минтранса России от 22.07.2013 N 254), в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимаемых за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также поименованы услуги, за которые они взимаются.
В отношении сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, с учетом разъяснений Министерства финансов Российской Федерации (письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-07-15/59623 в адрес ФНС России), ФНС России сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса, в том числе в подпункте 22, обязан применять освобождение от налогообложения НДС в отношении таких операций.
При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, обязанность налогоплательщика по составлению счета-фактуры отсутствует.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса установлено, что в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм НДС суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, определяются как суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, переданных покупателю данных товаров (работ, услуг).
На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 года N 10627/06 указанным пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Учитывая изложенное, суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН
25.03.2016

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.