ПИСЬМО Минфина РФ от 07.02.2017 № 03-01-15/6586

Вопрос: О применении ККТ при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 февраля 2017 г. N 03-01-15/6586

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенной политики по обращению сообщает, что предлагаемые в обращении изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ) (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) Департаментом частично поддерживаются по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Обязанность применять ККТ с выдачей кассового чека при осуществлении расчетов, в том числе с использованием автоматических устройств, необходима в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Наличие у покупателя кассового чека, бланка строгой отчетности или иного документа, подтверждающего факт оплаты за указанный товар (оказанную услугу), является, в частности, основанием обмена или возврата товара согласно пункту 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Необходимость применения ККТ при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств для расчетов обусловлена тем, что такое устройство осуществляет прием денежных средств без участия представителя хозяйствующего субъекта, при отсутствии, зачастую, информации о таком хозяйствующем субъекте в местах осуществления расчетов, и в случае необходимости возврата товара у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения такого товара у соответствующего хозяйствующего субъекта.
При этом в случае осуществления деятельности с использованием торговых автоматов субъектами малого и среднего предпринимательства такие субъекты согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовые документы не оформляют и не ведут кассовую книгу. В случае применения данным субъектом системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налоговый орган не имеет информации о доходах таких лиц.
Таким образом, единственным инструментом контроля выручки данного хозяйствующего субъекта является применение ККТ при расчетах посредством автоматического устройства в соответствии с требованиями Федерального закона N 54-ФЗ.
Важно отметить, что новый порядок применения ККТ способствует созданию здоровой конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и соответственно получать конкурентное преимущество.
Также следует отметить, что по информации ФНС России на данный момент в Реестр контрольно-кассовой техники включены модели ККТ, которые предназначены для автоматических устройств для расчетов, а именно «Прим21-ФА» и «PAYONLINE-01-ФА».
При этом по информации, полученной от производителей ККТ, указанные модели ККТ предусматривают возможность снятия отчетов об открытии и закрытии смены удаленно (без участия представителя организации и индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через «Кабинет контрольно-кассовой техники».
Таким образом, новый порядок предоставляет возможность налогоплательщику осуществлять взаимодействие с налоговыми органами по вопросам применения ККТ, в том числе регистрационные действия с ККТ, через «Кабинет контрольно-кассовой техники», размещенный на официальном сайте ФНС России, без ее физического предоставления в налоговый орган, что значительно экономит трудозатраты. При этом новый порядок освобождает от обязательной ежегодной оплаты технического обслуживания. Так пользователь ККТ может самостоятельно произвести замену фискального накопителя и настроить кассовый аппарат.
Вместе с тем считаем возможным рассмотреть вопрос об исключении из Федерального закона N 54-ФЗ обязанности применения ККТ налогоплательщиками, использующими автоматические устройства для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, при условии продажи единицы товара, стоимость которого не превышает ста рублей, а также обязанности направления кассового чека в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты при отсутствии технической возможности у такого устройства указания покупателем (клиентом) абонентского номера либо электронной почты.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
07.02.2017

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.