ПИСЬМО Минфина РФ от 12.07.2018 № 03-04-05/48664

Вопрос: О ставках НДФЛ; о реформировании федеральных органов исполнительной власти, а также об инструментах государственных внутренних заимствований РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 12 июля 2018 г. N 03-04-05/48664

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам введения прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, реформирования федеральных органов исполнительной власти, а также в части государственных внутренних заимствований Российской Федерации и сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Пунктом 8 обращения предлагается провести реформу федеральных министерств, а именно «добавить недостающие и убрать недееспособные, областные — реально сократив количество бесполезного чиновничества».
В этой связи отмечаем, что на настоящий момент Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 215) утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с Указом N 215.
По вопросу сокращения «количества бесполезного чиновничества» отмечаем следующее.
Системные решения о сокращении предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти неоднократно принимались Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что оптимизация численности государственных гражданских служащих является одним из основных резервов повышения эффективности бюджетных расходов, с 1 января 2016 года на 10 процентов была сокращена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти.
При этом в настоящее время в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проводится работа по выработке подходов и способов оптимизации структуры и сокращения численности государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти, объединения федеральных органов исполнительной власти по сферам деятельности, уточнения и исключения избыточных и дублирующих функций (в том числе путем сокращения численности административно-управленческого персонала и обеспечивающих подразделений, совершенствования операционных процессов за счет применения передовых информационных технологий, проведения прочих мероприятий, направленных на сокращение бюджетных расходов на обеспечение деятельности государственных органов). Минфин России в рамках реализации данной задачи осуществляет подготовку соответствующих предложений для представления их в Правительство Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о сокращении государственного аппарата, изложенный в обращении, в настоящее время является актуальным и прорабатывается как Минфином России, так и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в рамках реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
3. Основным инструментом государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем рынке капитала являются облигации федеральных займов (ОФЗ), выпуск которых регламентируется Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458. Указанные инструменты размещаются Минфином России на еженедельных аукционах и обращаются на торгах ПАО Московская Биржа и на внебиржевом рынке.
Физические лица, не являющиеся ни профессиональными участниками финансового рынка, ни квалифицированными инвесторами, могут приобретать ОФЗ только через лицензированных государством профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Данный порядок установлен в целях защиты прав и законных интересов частных инвесторов на рынке ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны уведомлять своих клиентов — физических лиц об инвестиционных рисках, связанных с вложением средств в государственные облигации — торгуемые инструменты, приобретение которых сопряжено с риском изменения их рыночных цен и, соответственно, риском финансовых потерь.
С апреля 2017 г. Минфин России предлагает гражданам Российской Федерации специально разработанный долговой инструмент с упрощенным порядком приобретения и ограниченным уровнем рисков облигации федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н). Банками-агентами по размещению ОФЗ-н являются Банк ВТБ (ПАО) и ПАО Сбербанк. Приобрести ОФЗ-н можно в отделениях Банка ВТБ (ПАО), предоставляющих инвестиционные услуги, либо в личном кабинете Банка ВТБ (ПАО) на его сайте в сети Интернет, либо в отделениях ПАО Сбербанк, предоставляющих услуги «Сбербанк Премьер». Подробную информацию об адресах отделений, а также об условиях приобретения ОФЗ-н можно найти на сайтах банков-агентов в сети Интернет.
Вся информация об ОФЗ-н публикуется на сайте Минфина России в сети Интернет (www.minfin.ru) в разделе «Деятельность/Государственный долг/Государственный внутренний долг Российской Федерации/Облигации федерального займа для физических лиц/Размещаемый в настоящее время выпуск ОФЗ-н».

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
12.07.2018

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО