Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 14.06.2019 № 03-04-05/43640

Вопрос: О получении имущественных и социальных вычетов по НДФЛ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2019 г. N 03-04-05/43640
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу получения имущественных и социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
На основании пункта 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
При этом согласно пункту 3 статьи 210 Кодекса, если иное не предусмотрено указанным пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Аналогичный порядок предоставления социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц установлен пунктом 2 статьи 219 Кодекса.
В то же время положениями пункта 2 статьи 219 и пункта 8 статьи 220 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на получение социальных и имущественных налоговых вычетов до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее — налоговый агент) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Право на получение налогоплательщиком налоговых вычетов у налоговых агентов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страховании жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 Кодекса, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, срок, установленный статьей 88 Кодекса, позволяет налоговым органам провести контрольные мероприятия, направленные на подтверждение достоверности и полноты представленных налогоплательщиком данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, как с использованием информации, имеющейся в налоговом органе, так и путем проведения мероприятий налогового контроля, указанных в статьях 90 — 97 Кодекса.
Кроме того, следует отметить, что трехмесячный пресекательный срок проведения камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу завершить камеральную налоговую проверку до его истечения.
Направление заявки налогового органа в Федеральное казначейство на возврат денежных средств в момент приема налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц без проведения камеральной налоговой проверки такой декларации может повлечь за собой риски необоснованного возврата из бюджета налога.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
14.06.2019