Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 23.08.2018 № 03-03-06/1/60144

Вопрос: Основным видом деятельности организации является торговая деятельность на ключевых международных деривативных биржах (LIFFE, CME, EUREX, прочее). Организация совершает операции с производными финансовыми инструментами на собственную позицию.
Согласно положениям ст. 324.1 НК РФ, а также с учетом положений учетной политики для целей налогообложения организация ежегодно формирует резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год (далее — резерв).
Специальный расчет (смета), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, составляется в начале налогового периода исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.
При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
НК РФ обязует налогоплательщика на конец налогового периода провести инвентаризацию резерва. Вместе с тем НК РФ не содержит положений, позволяющих или содержащих прямой запрет на проведение аналогичной инвентаризации внутри налогового периода.
Принимая во внимание, что:
— расходы на оплату труда в целом и расходы на выплату вознаграждения по итогам работы за год, в частности, представляют собой одну из основных статей расходов организации;
— финансовые результаты деятельности организации практически не поддаются прогнозированию и зависят в том числе от множества внешних факторов, на которые организации не имеет возможности оказывать влияние (например, изменение цен на ресурсы, акции, политические события и прочее);
— организация имеет стремление к начислению резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год на основе наиболее свежей информации, в том числе о фактически достигнутых финансовых результатах за истекшую часть года, что должно снизить риск возникновения существенных перекосов в формировании налоговой базы внутри налогового периода.
Имеет ли организация возможность пересмотра (инвентаризации) размера резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год в течение налогового периода с отражением результатов пересмотра (инвентаризации) в налоговой базе по налогу на прибыль при условии того, что результаты такого пересмотра (инвентаризации) будут документально оформлены?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 августа 2018 г. N 03-03-06/1/60144

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования резервов предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и сообщает следующее.
Согласно статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минфина России N 82н имеет дату 15.06.2012, а не 15.07.2012.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно обращаем внимание, что начисление резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год производится в соответствии со статьей 324.1 Кодекса на основании принятой для целей налогообложения учетной политики.
При этом пунктом 6 статьи 324.1 Кодекса установлено, что отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку формирования резервов на оплату отпусков.
Так, на основании пункта 3 статьи 324.1 Кодекса в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов (пункт 4 статьи 324.1 Кодекса).

Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА
23.08.2018

——————————————————————