Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минфина РФ от 28.06.2018 03-04-06/44581

Вопрос: Об НДФЛ при продаже жилых помещений, предоставленных в рамках программы реновации жилищного фонда.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 июня 2018 г. N 03-04-06/44581

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 13.04.2018 по вопросам налогообложения доходов граждан при продаже жилых помещений, предоставленных в рамках программы реновации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — Кодекс) разъясняет следующее.
1. В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 и пунктом 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 217.1 Кодекса в случае продажи жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в собственность взамен освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, при исчислении минимального предельного срока владения продаваемыми жилым помещением или долей (долями) в нем в срок нахождения в собственности налогоплательщика этих жилого помещения или доли (долей) в нем включается срок нахождения в собственности такого налогоплательщика освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем.
Таким образом, норма, предусмотренная абзацем вторым пункта 2 статьи 217.1 Кодекса, применяется в целях Кодекса при продаже любых жилых помещений или долей в них, предоставленных в собственность налогоплательщиков взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
2. Абзацем третьим пункта 2 статьи 217.1 Кодекса предусмотрено, что при исчислении минимального предельного срока владения жилым помещением или долей (долями) в нем, предоставленными налогоплательщику в собственность в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, применяются положения пункта 3 статьи 217.1 Кодекса в случае, если право собственности на освобожденные при реализации указанной программы жилое помещение или долю (доли) в нем было получено при соблюдении хотя бы одного из предусмотренных пунктом 3 статьи 217.1 Кодекса условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
Таким образом, при продаже жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в собственность налогоплательщика взамен освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года, если в отношении указанных освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем соблюдается хотя бы одно из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 217.1 Кодекса.
3. Минфин России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики.
Вместе с тем по вопросу о процедуре приватизации и исчисления минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях Кодекса сообщаем следующее.
В соответствии с частью одиннадцатой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» нанимателю жилого помещения и проживающим совместно с ним членам его семьи взамен освобождаемого ими жилого помещения предоставляется равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления равнозначное жилое помещение предоставляется им на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
Исходя из указанной нормы следует, что в рамках программы реновации жилищного фонда в городе Москве жилое помещение предоставляется либо по договору социального найма, либо на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон N 1541-1) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В статье 1 Закона N 1541-1 указано, что приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Исходя из указанных норм следует, что объектами приватизации являются занимаемые гражданами Российской Федерации жилые помещения.
Таким образом, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года в целях Кодекса, если жилое помещение получено в результате приватизации.
Так, в случае если жилое помещение предоставляется налогоплательщику по договору социального найма в рамках программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а затем это жилое помещение приватизируется, при дальнейшей продаже указанного имущества минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года на основании пункта 3 статьи 217.1 Кодекса.
4. Абзацы второй и третий пункта 2 статьи 217.1 Кодекса введены Федеральным законом от 27.11.2017 N 352-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве» (далее — Федеральный закон N 352-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 352-ФЗ действие положений абзаца второго и третьего пункта 2 статьи 217.1 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2017.
Учитывая изложенное, особенности освобождения от налогообложения, предусмотренные нормами Федерального закона N 352-ФЗ, применяются к доходам, полученным от продажи жилых помещений или долей в них, предоставленных в собственность с 01.08.2017 в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
28.06.2018