Письмо Минфина России от 07.09.2018 N 03-02-07/1/64112

Вопрос: Об органе, выдающем заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы и акт оценки ущерба в целях предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налога.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 сентября 2018 г. N 03-02-07/1/64112

Департамент налоговой и таможенной политики совместно с ФНС России рассмотрел письмо от 25.06.2018 и по вопросу об определении органа, имеющего право выдать заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с абзацем первым пункта 5.1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Пунктом 5.1 статьи 64 Кодекса установлено, что к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом Кодекс не содержит указания на конкретные органы исполнительной власти (государственные органы, органы местного самоуправления) или организации ввиду наделения различных органов и организаций полномочиями в части, например, составления актов оценки причиненного ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации, решений представительных органов местного самоуправления.
На основании подпункта «н» пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 N 173-14, к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор) относятся чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
Учитывая изложенное, полагаем возможным рассматривать в качестве документа, подтверждающего факт наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), соответствующие сертификаты о форс-мажоре, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
Однако указанным законом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрены полномочия Торгово-промышленной палаты Российской Федерации составлять акт оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Кодекса отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии соответствующего основания.
Таким образом, для изменения срока уплаты налогов организациям, которым причинен ущерб в результате применения экономических санкций, необходимо представить документы, отражающие возможность восстановления своей платежеспособности в течение срока, на который запрашивается отсрочка (рассрочка).

Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
07.09.2018

 

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО