ПИСЬМО Минфина России от 13.11.2018 № 03-04-06/81503

Вопрос: О социальном вычете по НДФЛ при заключении договора страхования жизни, если страховым случаем является в том числе наступление инвалидности в результате несчастного случая.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 ноября 2018 г. N 03-04-06/81503

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по долгосрочному договору страхования жизни и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
Как следует из письма, налогоплательщик (страхователь, застрахованное лицо) заключил со страховой компанией (страховщик) в свою пользу долгосрочный договор страхования жизни сроком на 10 лет. Условия договора предусматривают, что страховыми случаями являются дожитие и смерть страхователя, а также инвалидность I или II группы в результате несчастного случая. При этом по рискам дожития и наступления инвалидности выгодоприобретателем поименован страхователь, а по риску смерти — родной брат страхователя (третье лицо).
В статье 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-1) поименованы виды страхования, в числе которых указаны страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события (подпункт 1 пункта 1 статьи 32.9 Закона), а также страхование от несчастных случаев и болезней (подпункт 4 пункта 1 статьи 32.9 Закона).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик, в частности, имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса. Указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по добровольному страхованию жизни.
Таким образом, действие вышеназванной нормы Кодекса распространяется на суммы страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком (страхователем) по договорам добровольного страхования жизни в свою пользу, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, в частности, связаны с дожитием гражданина до определенного возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью.
Учитывая изложенное, налогоплательщик (страхователь, застрахованное лицо) вправе получить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, по суммам уплаченных им страховых взносов по договору страхования жизни в свою пользу независимо от того, что в таком договоре выгодоприобретателем по риску смерти поименован брат страхователя.
Страховые взносы по договору страхования от несчастных случаев и болезней не поименованы в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, поэтому к сумме уплаченных страховых взносов по указанному договору социальный налоговый вычет не применяется.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
13.11.2018

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО