Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Письмо Минфина России от 22.06.2016 N 03-03-06/3/36161

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов в виде компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 июня 2016 г. N 03-03-06/3/36161

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налога на прибыль организаций расходов в виде компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Статьей 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 24 статьи 270 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 НК РФ).
Порядок предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда регулируется статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).
Требования к идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, их исследованию (испытанию) и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов установлены в методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Следовательно, в случае если условия труда на рабочих местах по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, идентифицированных в рамках проведения специальной оценки условий труда, признаны вредными и (или) опасными, у работодателя возникает обязанность по предоставлению работникам компенсаций, предусмотренных статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.
Таким образом, расходы в виде компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемых в соответствии с требованиями трудового законодательства, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН

22.06.2016

——————————————————————