Письмо Минфина России от 29.04.2016 N 03-04-05/25264

Вопрос: Об НДФЛ с возвращенной заимодавцу суммы, превышающей выданную сумму займа.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 апреля 2016 г. N 03-04-05/25264

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает следующее.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Отнесение тех или иных видов доходов к доходам от источников в Российской Федерации или за пределами Российской Федерации осуществляется в соответствии со статьей 208 Кодекса. Подпунктом 10 пункта 1 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что для целей главы 23 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе и иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
При этом согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Исходя из изложенного в случае возврата заемщиком — физическим лицом суммы денежных средств, превышающей полученную им сумму займа, у заимодавца — физического лица возникает экономическая выгода (доход), подлежащая обложению налогом на доходы физических лиц. При этом возможность учета инфляции при исчислении налога с доходов, полученных заимодавцем — физическим лицом, Кодексом не предусмотрена.
Указанная позиция Департамента была направлена письмом от 15.02.2016 N 03-04-05/8113, в котором также было сообщено, что обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются.
Поскольку указанное письмо не содержит положений о возникновении материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, оснований для признания его противоречащим абзацу восьмому пункта 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года, не имеется.
Кроме того, письмом Департамента от 09.10.2015 N 03-04-05/57837 Вы были проинформированы, что письма Департамента не являются нормативными правовыми актами и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таких письмах. В связи с этим необходимость в отзыве письма Департамента от 08.09.2011 N 03-04-05/6-639 отсутствует.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.В.САЗАНОВ

29.04.2016

——————————————————————