Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПИСЬМО Минтруда РФ от 17.05.2016 № 17-4/ООГ-811

Вопрос: О взыскании минимальной суммы недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 мая 2016 г. N 17-4/ООГ-811

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу направления территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае наличия у плательщиков минимальной суммы недоимки по страховым взносам и сообщает следующее.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов регламентировано главой 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), устанавливающей, в частности, порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов; порядок направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Положения статьи 22 «Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов» упомянутой главы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат норм, устанавливающих минимальную сумму недоимки по страховым взносам (пеней, штрафов), для направления указанного требования.
Однако согласно положениям части 7 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано плательщику страховых взносов, в частности, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что позволяет снизить расходы органов контроля на взыскание недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.
Кроме того, органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлена возможность принимать единое решение или постановление о взыскании недоимки, пеней и штрафов в отношении как одного, так и нескольких требований (часть 5.1 статьи 19 и часть 3.1 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ). В этом случае сроки, отведенные на их вынесение, исчисляются с момента окончания срока исполнения самого раннего требования.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» в Федеральный закон N 212-ФЗ были внесены изменения, в частности, затрагивающие порядок взыскания сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.
Так, в результате указанных изменений, внесенных в Федеральный закон N 212-ФЗ, начиная с 2014 года:
увеличен срок для взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, с двух месяцев до одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (статья 19 Федерального закона N 212-ФЗ);
увеличен срок для принятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов с одного года до двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (статья 20 Федерального закона N 212-ФЗ).
Такое продление сроков для взыскания возможно в случаях, если указанная в требованиях неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает следующих размеров:
— в части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации — 1500 руб.;
— в части платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации — 500 руб.
Учитывая изложенное, продление срока взыскания минимальных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам позволяет органам контроля за уплатой страховых взносов суммировать обязательства плательщика страховых взносов за разные отчетные периоды.
При этом необходимо отметить, что указанные изменения были внесены в Федеральный закон N 212-ФЗ в целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств при реализации государственных функций.

Заместитель директора Департамента
Л.А.КОТОВА
17.05.2016

——————————————————————