ПИСЬМО Росалкогольрегулирования от 06.10.2017 № 19182/03-04

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

ПИСЬМО
от 6 октября 2017 г. N 19182/03-04

О НАПРАВЛЕНИИ ОТВЕТОВ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154, направляет разъяснения Росалкогольрегулирования на часто задаваемые вопросы граждан и организаций, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции, для использования их в качестве информации при ответах на аналогичные вопросы в соответствии с пунктом 10.17 Регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 18 октября 2016 г. N 341, пунктом 8.17 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 15 июня 2009 г. N 18.
Прилагаемые разъяснения носят информационно-разъяснительный характер, не являются нормативными правовыми актами или актами, имеющими нормативные свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве обязывающих предписаний.

В.ЗАСЛАВСКИЙ

Приложение
к письму Росалкогольрегулирования
от 6 октября 2017 г. N 19182/03-04

1. По вопросу возможности розничной продажи пива в розлив в полимерную тару продавца объемом более 1500 миллилитров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (далее — ТР ТС 005/2011), устанавливающий на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования к упаковке (укупорочным средствам), обеспечения свободного перемещения упаковки (укупорочных средств), выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 потребительская упаковка — упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.
Следовательно, полимерная тара, в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, будет являться потребительской.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.
Таким образом, розничная продажа пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров запрещена.
2. По вопросу возможности хранения и возврата алкогольной продукции поставщику в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 278-ФЗ) в статью 20 Закона N 171-ФЗ внесены изменения.
В течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков алкогольной продукции, на возврат их поставщику, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ (пункт 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ). Данное изменение вступило в силу 31 июля 2017 года.
Таким образом, возможность хранения алкогольной продукции, а также ее возврата поставщику на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, действие которой прекратилось до вступления в силу Закона N 278-ФЗ, Законом N 171-ФЗ не предусмотрены.
При этом если действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции прекратилось после вступления в силу Закона N 278-ФЗ, организация в течение двух месяцев с момента прекращения действия такой лицензии может хранить остатки алкогольной продукции, а также вернуть их поставщику.
Осуществление государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ).
3. По вопросу необходимости предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода при розничной продаже алкогольной продукции в случае ее осуществления без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Правила применения контрольно-кассовой техники определяются нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
При этом розничная продажа алкогольной продукции не допускается без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, обязанность предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода установлена независимо от применения контрольно-кассовой техники.
4. По вопросу указания в лицензии сведений о месте нахождения обособленных подразделений лицензиата и истребования лицензирующим органом дополнительных документов и информации.
В соответствии с формой лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12 ноября 2015 г. N 359 (далее — Форма лицензии), в табличной форме лицензии указываются места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, информация о которых состоит из:
графы 2 — адреса (указывается структура адреса в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221);
графы 3 — иных сведений, позволяющих определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
В графу 3 Формы лицензии лицензирующим органом вносятся позволяющие определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, сведения, содержащиеся в представленных организацией заявлении и документах, а также содержащиеся в информации, полученной лицензирующим органом в рамках оказания государственной услуги по лицензированию, за исключением сведений об адресе, указываемых в графе 2.
При этом, при заполнении лицензии, в том числе при указании сведений о местах нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующим органом может быть использована информация как из документов, предоставленных непосредственно соискателем лицензии (лицензиатом), так и полученная в рамках проведения документарной и (или) внеплановой выездной проверки в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг.
5. По вопросу перечня мест осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Осуществление вышеуказанного лицензируемого вида деятельности в иных объектах общественного питания Законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Вместе с тем, статьей 7 Закона N 278-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданной до дня вступления в силу Закона N 278-ФЗ, вправе осуществлять указанную деятельность в объектах общественного питания, типы которых не указаны в абзаце втором пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, до окончания срока действия такой лицензии.
Классификация предприятий общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие для добровольного применения приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст.
При этом необходимо отметить, что в постановлении от 20 июля 2016 г. N 46-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации указал, что несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТа, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.