ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2017 № Ф03-3763/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2017 г. N Ф03-3763/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.М. Луговой
Судей: С.Ю. Лесненко, А.И. Михайловой
при участии:
от заявителя: МУП «Жилищно-эксплуатационное управление N 10» городского округа «Город Южно-Сахалинск» — представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области — представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление N 10» городского округа «Город Южно-Сахалинск»
по делу N А59-879/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Киселев С.А.. в апелляционном суде судьи: Еремеева О.Ю., Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В.
по делу N А59-879/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление N 10» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (ОГРН 1046500626765, ИНН 6501149732, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, 300-Б)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 23, 515)
о признании незаконным предписания в части
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление N 10» городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее — МУП «ЖЭУ N 10, предприятие, заявитель, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее — инспекция) о признании недействительным пункта 1.1 предписания от 09.02.2017 N 116Ч.
Решением от 17.04.2017 требования предприятия удовлетворены: пункт 1.1 предписания инспекции признан незаконным, как не соответствующий положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и «Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилам изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491).
Пятый арбитражный апелляционный суд по результатам рассмотрения апелляционной жалобы инспекции, постановлением от 29.06.2017 решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленных требований отказал. По выводам апелляционной коллегии указания должностных лиц инспекции правомерны, так как при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдение лицензионных требований для заявителя обязательно.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда МУП «ЖЭУ N 10» обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что абонентские почтовые шкафы не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, решение об их приобретении и установке может быть принято только самими собственниками и за их за счет.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание окружного суда, как и предприятие, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами предприятие является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Южно-Сахалинская, д. 93.
27.01.2017 в инспекцию поступило обращение жильца МКД Птициной С.Э. с просьбой разобраться с исчезновением батарей в подъезде и колясочной спорного жилого дома жилого дома, а также ответить, когда будут установлены почтовые ящики во втором подъезде указанного дома.
На основании распоряжения заместителя руководителя от 08.02.2017 N 380 инспекцией в целях осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведена внеплановая выездная проверка предприятия на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, при содержании жилищного фонда.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акте проверки от 09.02.2017 N 380, согласно которому на дату проверки во втором подъезде (неизвестными лицами) демонтированы два электронагревательных прибора отопления (одни электронагреватель был размещен у лестничной площадки 1-го этажа, второй электронагреватель был размещен в колясочной). Во втором подъезде отсутствуют абонентские почтовые шкафы.
Считая, что предприятие допустило нарушение лицензионного требования в сфере жилищного законодательства, инспектором выдано предписание от 09.02.2017 N 116Ч, пунктом 1.1 которого со ссылкой на часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ и договор управления МКД, на управляющую организацию возложена обязанность в срок до 20.03.2017 обеспечить мероприятия по устройству абонентских почтовых шкафов во втором подъезде многоквартирного дома.
Полагая, что предписание в указанной части не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу о незаконности оспариваемого пункта предписания и отсутствии у предприятия обязанности по его исполнению.
Апелляционная коллегия, рассмотрев доводы участников спора, исследовав материалы дела, пришла к заключению о соответствии пункта 1.1 предписания инспекции положениям действующего законодательства.
Суд округа соглашается с апелляционной коллегией, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Положение о лицензировании) заявитель как лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности (управление многоквартирными домами) обязан соблюдать лицензионные требования, которыми являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 13 Положения о лицензировании и части 1 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) при осуществлении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензии.
На основании изложенного выводы суда апелляционной инстанции о том, что проверка осуществлена и оспариваемое предписание выдано инспекцией в адрес предприятия в пределах предоставленных полномочий, являются верными.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правильно приняв во внимание положения статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК, согласно которой по договору управления многоквартирным домом управляющая компания по заданию собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется среди прочего оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, и учтя выводы, сформулированные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 и содержание пункта 2 Правил N 491 апелляционная коллегия пришла к обоснованному заключению о том, что к общему имуществу собственников многоквартирного дома можно отнести и иные, прямо не обозначенные в норме и договоре управления МКД объекты, предназначенные для обслуживания граждан и обеспечения им благоприятных условий проживания.
К таким объектам, по верным выводам апелляционной коллегии, исходя из определений, данных в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи), подраздела 3.15 «Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме» Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 N 45 относятся абонентские почтовые шкафы, размещенные вне границ квартир и в общем доступе, предназначенные для получения адресатами, проживающими в МКД почтовых отправлений.
Обоснованно отклонен судами применительно к спорной ситуации довод управляющей организации о том, что указание инспекции в пункте 1.1. предписания незаконно, так как в соответствии с абзацем 7 статьи 31 Закона о связи в районах малоэтажной жилой застройки пользователи почтовой связи для получения почтовых отправлений устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств, поскольку верно учтено, что предприятие осуществляет лицензируемый вид деятельности именно в многоквартирном жилом доме, а оспариваемый пункт предписания требует «обеспечить мероприятия по устройству почтовых шкафов во 2-ом подъезде многоквартирного дома».
Таким образом, учитывая в совокупности все выше приведенные положения и разъяснения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд округа соглашается с апелляционным судом в том, что оспариваемый пункт 1.1. предписания инспекции от 09.02.2017 является законным.
На основании изложенного и поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А59-879/2017 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
А.И.МИХАЙЛОВА

——————————————————————

Задать вопрос


Please leave this field empty.



*Для организаций Москвы и МО


Please leave this field empty.Please leave this field empty.Please leave this field empty.