Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.06.2017 N Ф05-7987/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А40-197172/16-108-1732

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Котельникова Д.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО «Интер РАО-Управление электрогенерацией»: Артемовой Ю.П. (дов. N 35 от 14.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации»: Шульгиной И.Г. (дов. от 29.03.2017 г.);
рассмотрев 13 июня 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2016 г.,
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2017 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-197172/16-108-1732
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО-Управление электрогенерацией» (ОГРН 1117746083432; 119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 27, стр. 2)
к Государственному учреждению — Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027700532298; 127006, г. Москва, Страстной бульвар, д. 7, корп. 1)
о признании недействительными решения и требования,

установил:

Государственным учреждением — Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ГУ — МРО ФСС (филиал N 11), ответчик) проведена выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО-Управление электрогенерацией» (далее — ООО «Интер РАО-Управление электрогенерацией», заявитель, общество) по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2015 г.
По результатам выездной проверки в отношении заявителя был составлен акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 30 июня 2016 г. N 72.
По результатам рассмотрения вышеуказанного акта выездной проверки ГУ — МРО ФСС (филиал N 11) было вынесено решение N 39 от 26 июля 2016 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым фонд в отношении страхователя решил не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 110 586 руб. 14 коп., в том числе: за ноябрь 2013 года в сумме 1 162 руб. 12 коп.; за декабрь 2013 года в сумме 32 690 руб. 56 коп.; за январь 2014 года в сумме 24 522 руб. 12 коп.; за ноябрь 2015 года в сумме 13 289 руб. 64 коп.; за декабрь 2015 года в сумме 38 921 руб. 70 коп.
На основании указанного решения в адрес заявителя было выставлено требование о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету от 27 июля 2016 г. N 39, в соответствии с которым обществу было предложено в срок до 08 августа 2016 г. возместить расходы, не принятые к зачету в сумме 110 586 руб. 14 коп.
Основанием для принятия решения и требования послужили следующие выводы ГУ — МРО ФСС (филиал N 11):
— приняты к оплате листки нетрудоспособности с отметкой «нарушен режим»;
— исчисление размера пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности произведено из расчета среднего заработка за весь период нетрудоспособности, а следовало производить исчисление со дня, когда было допущено нарушение, в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, до окончания нетрудоспособности, что является нарушением статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ);
— отсутствуют документы, подтверждающие уважительную причину неявки работников на прием к врачу.
Полагая, что решение от 26 июля 2016 г. и требование от 27 июля 2016 г. N 39 являются незаконными и необоснованными, ООО «Интер РАО-Управление электрогенерацией» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ — МРО ФСС (филиал N 11) о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ — МРО ФСС (филиал N 11) просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и нарушены нормы процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Интер РАО — Управление электрогенерацией» просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ГУ — МРО ФСС (филиал N 11) поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО «Интер РАО — Управление электрогенерацией» против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 670) (далее — Положение N 101), предусмотрено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:
1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;
2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;
3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, — со дня, когда было допущено нарушение;
2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, — за весь период нетрудоспособности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что факт наступления страхового случая удостоверен листками нетрудоспособности работников.
Так, в период с 2013 года по 2015 года заявителем были приняты листки о нетрудоспособности граждан, в том числе с отметками «нарушен режим».
При этом неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины закон неявки не являются уважительными. Отметка о нарушении режима в листке нетрудоспособности сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительности причин нарушения режима.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что представленные эпикризы подтверждают тяжесть заболеваний работников и характер перенесенных ими операций, в связи с чем они не могли обеспечить явку к врачу по уважительным причинам, что исключает в данном случае применение нормы статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 декабря 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2017 г. по делу N А40-197172/16-108-1732 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения — Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
Д.В.КОТЕЛЬНИКОВ
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА

——————————————————————