Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2017 № Ф08-9473/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2017 г. по делу N А20-4754/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании ответчика — главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нахушева Анзора Заурбиевича (ИНН 072110869169, ОГРНИП 313072528200045), в отсутствие истца — прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, ответчика — Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) и третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нахушева Анзора Заурбиевича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А20-4754/2015 (судьи Сулейманов З.М., Марченко О.В., Казакова Г.В.), установил следующее.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики (далее — прокурор) в интересах Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее — министерство) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Нахушеву Анзору Заурбиевичу (далее — глава хозяйства) следующими исковыми требованиями:
— признать недействительным соглашение от 27.12.2013 N 126 «О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства»;
— применить последствия недействительности сделки в виде взыскания с главы хозяйства в пользу федерального и республиканского бюджетов в порядке реституции 499 тыс. рублей.
Иск основан на положениях статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован доводами о том, что глава хозяйства незаконно получил грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставив в конкурсную комиссию сведения, не соответствующие действительности. В период с 2005 по 2011 года Нахушев А.З. занимался предпринимательской деятельностью, что исключало возможность его участия в конкурсе на получение спорного гранта.
Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.05.2016 в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции посчитал, что приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 и приказ и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87 не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права. В связи с чем, несоответствие соглашения от 27.12.2013 N 126 указанным приказам не влечет недействительность оспариваемой сделки в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением от 31.05.2016, прокурор обжаловал его в апелляционном порядке.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 решение суда первой инстанции от 31.05.2016 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований прокурора. Суд апелляционной инстанции признал недействительным оспариваемое соглашение от 27.12.2013 N 126 и применил последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с главы хозяйства в доход федерального бюджета 438 701 рубль 34 копейки и в доход республиканского бюджета 60 298 рублей 66 копеек.
Судебный акт мотивирован следующими доводами и правовыми выводами. То обстоятельство, что приказ от 22.03.2012 N 197 издан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах его полномочий, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.04.2012 N 23836 и опубликован в издании «Российская газета» от 02.05.2012 N 96, свидетельствует о придании ему статуса нормативного правового акта. В силу указанного вывод суда первой инстанции о том, что приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, является ошибочным. Глава хозяйства в период с 2005 по 2011 годы являлся индивидуальным предпринимателем, что не соответствует критерию, установленному в пункте 3 Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи, утвержденного приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87, и должно было служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении гранта главе хозяйства. При таких обстоятельствах, соглашение от 27.12.2013 N 126 противоречит действующему законодательству, регулирующему предоставление и использование бюджетных средств, и подлежит признанию недействительной (ничтожной) сделкой с применением последствий ее недействительности в виде взыскания с главы хозяйства в доход федерального и республиканского бюджетов полученного гранта в размере 499 тыс. рублей.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016. В кассационной жалобе не оспаривается вывод суда апелляционной инстанции о том, что приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 является нормативным правовым актом. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к тому, что прокурор не доказал, что в период с 2005 по 2011 годы Нахушев А.З. фактически занимался предпринимательской деятельностью. По мнению главы хозяйства, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя сам по себе не означает, что Нахушев А.З. в спорный период времени фактически осуществлял предпринимательскую деятельность.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить постановление от 05.09.2016 без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании глава хозяйства поддержал доводы кассационной жалобы. Законность судебного акта проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения главы хозяйства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что в соответствии с заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики соглашением от 22.03.2013 N 262/17 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП «О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы» и от 20.04.2012 N 82-ПП «О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах», приказом Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013 N 24 «Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств — участников ведомственных целевых программ» образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы».
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166», приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи.
В дальнейшем на основании указанного приказа от 14.11.2013 N 87 конкурсной комиссией 15.11.2013 в средствах массовой информации, в частности в газете «Официальная Кабардино-Балкария» и на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, были объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.
На основании указанных сообщений в средствах массовой информации глава хозяйства обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес-проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
По результатам конкурсного отбора (протокол от 25.12.2013) министерство заключило с главой хозяйства соглашение от 27.12.2013 N 126 «О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства» в размере 499 тыс. рублей.
Во исполнение оспариваемого соглашения от 27.12.2013 N 126 Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет главы хозяйства — получателя гранта по программе «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы» — в размере 438 701 рубля 34 копеек (платежное поручение от 30.12.2013 N 830355).
Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет главы хозяйства Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики произведено платежным поручением от 14.02.2014 N 12144 в размере 60 298 рублей 66 копеек.
Установив в ходе соответствующей проверки, что в нарушение пункта 3 Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидии) и (или) единовременной помощи, утвержденного приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87, глава хозяйства при подаче заявки на участие в конкурсном отборе представил недостоверные сведения, о том, что он не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, прокурор обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации.
Прокурор полагает, что в результате предоставления сведений, не соответствующих действительности, глава хозяйства существенно нарушил охраняемые законом интересы государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики.
При принятии обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, согласно которым Нахушев А.З. с 2005 по 2011 годы являлся индивидуальным предпринимателем.
Согласно пункту 3 Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов (субсидии) и (или) единовременной помощи, утвержденного приказом и.о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87, участником конкурсного отбора не могут быть лица, осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Заявитель кассационной жалобы не оспаривает то обстоятельство, что с 2005 по 2011 годы был зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к тому, что прокурор не доказал, что в период с 2005 по 2011 годы Нахушев А.З. фактически занимался предпринимательской деятельностью. По мнению главы хозяйства, факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя сам по себе не означает, что Нахушев А.З. в спорный период времени фактически осуществлял предпринимательскую деятельность.
Между тем указанные доводы основаны на ошибочном толковании положений арбитражного процессуального законодательства о бремени доказывания.
Презюмируется, что физическое лицо, зарегистрированное налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет предпринимательскую деятельность.
Глава хозяйства, опровергая данную презумпцию, заявил возражение о том, что, несмотря на факт регистрации, фактически не осуществлял в спорный период предпринимательскую деятельность.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исходя из бремени доказывания именно глава хозяйства, как лицо, заявившее соответствующее возражение, должно было доказать факт неосуществления в спорный период предпринимательской деятельности.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что Нахушев А.З. в период с 2005 по 2011 годы осуществлял какую-либо иную — не предпринимательскую деятельность. В частности, состоял в трудовых отношениях с каким-либо работодателем или состоял на соответствующем учете как нуждающийся в трудоустройстве.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в соответствии с приговором Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному дело N 1-786/14, вступившим в законную силу, бывший заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики — председатель конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств — участников ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы» Чеченов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как установлено приговором, в результате противоправных действий Чеченова А.С. и необеспечения должных мер, возложенных на председателя конкурсной комиссии, в частности, неполучение сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителей, т.е. несоблюдение требования, согласно которому к участию в конкурсе не допускаются заявители, осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В декабре 2013 года в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов получили денежные средства 19 глав хозяйств, в том числе глава хозяйства по настоящему делу.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания освобождения от доказывания, вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
На основании изложенных фактов и правовых выводов, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что соглашение от 27.12.2013 N 126 противоречит действующему законодательству, регулирующему предоставление и использование целевых бюджетных средств.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно полученные главой хозяйства денежные средства подлежат взысканию в реституционном порядке в доход соответствующих бюджетов.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 данного Кодекса подлежат отклонению.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А20-4754/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.БАБАЕВА

Судьи
Р.А.АЛЕКСЕЕВ
Л.А.ТРИФОНОВА

——————————————————————