Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.05.2016 N Ф09-2485/16

Документ предоставлен КонсультантПлюс

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2016 г. N Ф09-2485/16

Дело N А34-4007/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Водный союз» (далее — общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 14.10.2015 по делу N А34-4007/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее — департамент) о признании недействительным предписания от 02.06.2015 N 32.

Решением суд от 14.10.2015 (судья Останина Я.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, признать недействительным предписание от 02.06.2015 N 32, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы отмечает, что отсутствие прибора учета влияет на размер оплаты за потребленную услугу, которая в таком случае определяется расчетным путем. Наличие или отсутствие технической возможности установки приборов учета фиксируется в акте, но исполнитель коммунальных услуг может получить названный акт только от потребителя услуг. Соответственно, не получив данный акт (в отсутствие документального подтверждения технической невозможности установки прибора учета), исполнитель коммунальных услуг должен применять повышенный коэффициент.

По мнению общества, при вынесении оспариваемого предписания, департамент вышел за рамки предоставленных полномочий. Контроль департамент вправе осуществлять согласно подп. 40 п. 8, подп. 16 п. 8 Положения о департаменте на региональном уровне — только за региональными нормативами, однако, повышающие коэффициенты не являются к региональным нормативам.

Общество считает, что оспариваемым предписанием на него фактически возлагаются обязанности, не предусмотренные законом, — обеспечивать составление или инициирование составления актов наличия/отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета; законность возложения на заявителя указанных обязательств не доказана.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу — без удовлетворения. По его мнению, доводы заявителя жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.

Как следует из материалов дела, департаментом на основании распоряжения от 21.04.2015 N 32 о проведении плановой документарной проверки юридического лица, подписанного директором департамента, проведена плановая документарная проверка в отношении общества.

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.06.2015 N 32 и вынесено предписание от 02.06.2015 N 32 об устранении выявленных нарушений.

Оспариваемым предписанием обществу предписано устранить выявленные нарушения, представив в департаменту в срок до 06.07.2015 документы, подтверждающие прекращение начисления платы за услуги водоснабжения в отсутствие зафиксированных (актом) оснований для возможности применения «повышенного норматива», а также информацию о перерасчете платы за услуги по водоснабжению потребителям за период с января 2015 года по апреля 2015 года в соответствии с действующим законодательством.

В предписании и в акте проверки при этом отражено, что общество в период с января 2015 года по апреля 2015 года начисляло гражданам, не установившим индивидуальные приборы учета холодной воды, плату за услуги по водоснабжению с учетом повышающего коэффициента 1,1 на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в отсутствие зафиксированных (актом) оснований для возможности применения «повышенного норматива» при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей вместо норматива потребления без учета повышающего коэффициента.

Не согласившись с предписанием от 02.06.2015 N 32, считая его незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, в котором просит признать данное предписание недействительным.

Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит положениям действующего законодательства и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, влекущих нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При рассмотрении судом дел о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Положениями ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 13 Закона N 261-ФЗ), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5.1 и 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 — 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных ч. 5.1 и 6.1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с п. 3 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченные органы).

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» создан Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.

В соответствии с п. 1, 7, 8 указанного положения департамент является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним.

Основными задачами Департамента являются:

1) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения;

2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности);

3) недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей;

4) создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности);

5) государственное регулирование тарифов в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.

Департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг, осуществляет региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством (подп. 16, 40 п. 8 Положения).

Постановлением департамента от 21.08.2012 N 32-1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги на территории Курганской области по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению» утверждены соответствующие нормативы, в том числе без учета повышающего коэффициента, при отсутствии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, с учетом повышающего коэффициента 1,1 на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Повышающие коэффициенты (при наличии технической возможности) предусмотрены и в Приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (п. 3(1), 5(1), 7(1), 8(1), 9(1)).

Таким образом, как федеральное, так и законодательство Курганской области, устанавливая нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, исходит из того, что повышающий коэффициент к установленному нормативу может применяться при условии наличия технической возможности установки приборов учета. При отсутствии такой возможности повышающий коэффициент применен быть не может.

При рассмотрении материалов дела, судами установлено, что в данном случае заявитель, начисляя плату за оказанные услуги, увеличивал установленный норматив на коэффициент 1,1. При этом сведений о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета у общества не имелось, что им не оспаривалось.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» в соответствии с подп. «г» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

Сведений (в том числе актов) о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета у общества не имелось.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства и отсутствии совокупности оснований, предусмотренных ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания предписания недействительным. Общество не лишается возможности начислять плату по установленному нормативу, а само предписание не обязывает его составлять акты (либо инициировать их составление) о наличии либо отсутствии технической возможности установки приборов учета.

Как верно отмечено судами, на заявителя положениями действующего законодательства возложена обязанность по информированию населения о праве на установку приборов учета, кроме того, заявитель является специализированной организацией, оказывающей коммунальные услуги, в силу чего судами обоснованно не принят довод общества, направленный на то, что пассивное поведение потребителей дает ему право применять повышающий коэффициент к нормативу. Мотивация же потребителей к установке приборов учета не означает возможность безосновательного применения повышающих коэффициентов без наличия доказательств, обосновывающих правильность такого применения.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание вынесено за пределами полномочий департамента, является несостоятельными в силу вышеприведенных норм Положения о департаменте.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 14.10.2015 по делу N А34-4007/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Водный союз» — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи

А.Н.ТОКМАКОВА

Е.А.КРАВЦОВА

——————————————————————