Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2016 N Ф01-3378/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу N А29-10125/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2016
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сидоровой Т.Л. (доверенность от 21.09.2015 N 02-59/05591)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица —
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016,
принятое судьей Шипиловой Э.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-10125/2015
по заявлению открытого акционерного общества «Печорский речной порт»
(ИНН: 1105000867, ОГРН: 1021100874563)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми от 26.06.2015 N 13,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
и

установил:

открытое акционерное общество «Печорский речной порт» (далее — ОАО «Печораречпорт», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (далее — Инспекция; налоговый орган) от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми (далее — Учреждение) и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее — Минприроды Республики Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 3 (пункт 7), 391 (пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, применили не подлежащие применению приказы Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, от 08.11.2013 N 521 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, внесенные изменения в приказы, изданные Минприроды Республики Коми в течение 2014 года, не свидетельствуют об установлении в течение налогового периода (2014 года) новых результатов кадастровой стоимости земельных участков. Инспекция указывает, что по состоянию на 01.01.2014 действовали результаты кадастровой стоимости, утвержденные приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми», поскольку результаты кадастровой стоимости по приказу от 19.12.2012 N 582 должны были вступить в силу с 01.01.2015.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ОАО «Печораречпорт» в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, попросило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Минприроды Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу согласилось с доводами налогового органа.
Учреждение не представило отзыв на кассационную жалобу.
Общество и третьи лица, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
Законность решения Арбитражного суда республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО «Печораречпорт» налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составила акт от 08.05.2015 N 481.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу за 2014 год в связи с занижением кадастровой стоимости земельных участков.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 26.06.2015 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислены 672 098 рублей земельного налога и 14 324 рубля 05 копеек пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 04.09.2015 N 196-А решение нижестоящего налогового органа утверждено.
ОАО «Печораречпорт» не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 5, 388, 389, 390, 391, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для исчисления земельного налога за 2014 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 27.12.2007 N 705, в связи с чем удовлетворил заявленное Обществом требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде ОАО «Печораречпорт» являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 11:12:0000000:118, 11:12:1701008:201, 11:12:1701008:216, 11:12:1701008:217, 11:12:701008:203, 11:12:1701008:208, 11:12:1701008:207, 11:12:1701008:212, 11:12:1701008:220, 11:12:1701008:211, 11:12:1701008:210, 11:12:1701008:200, 11:12:1701008:205, 11:12:1701008:206, 11:12:1701008:202, 11:12:1701008:204, 11:12:1701008:215, 11:12:1701008:218, 11:12:1701008:213, 11:12:1701008:209.
Общество 22.01.2015 представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 926 585 рублей.
Налоговый орган, посчитав, что Общество неправомерно при расчете земельного налога за 2014 год применило приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми», произвел расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 29.12.2007 N 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми», и доначислил Обществу 672 098 рублей налога.
Приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми. Указанный приказ вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014. В редакции приказа от 16.05.2014 N 194 названный приказ вступил в силу с 01.01.2015.
Приказом Минприроды Республики Коми от 08.11.2013 N 521 признан утратившим силу приказ от 29.12.2007 N 705 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми». Приказ вступил в силу с 01.01.2014, 16.05.2014 в него внесены изменения (приказ N 193) о вступлении его в силу с 01.01.2015.
Приказом Минприроды Республики Коми от 28.11.2014 N 515 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми», который вступил в силу с 01.01.2015, указанные приказы признаны утратившими силу.
Суды установили, что на основании приказа Минприроды Республики Коми от 28.12.2012 N 582 Учреждение с 01.01.2014 утвердило кадастровую стоимость земельных участков, в том числе принадлежащих налогоплательщику, и 08.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости.
На основании запроса Учреждение представило ОАО «Печораречпорт» справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24 и 25.02.2014, содержащие сведения о дате утверждения кадастровой стоимости (01.01.2014), реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости (приказ Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582) и дату определения кадастровой стоимости (19.12.2012).
В связи с внесением изменений в приказ Минприроды Республики Коми от 28.12.2012 N 582 (приказ от 16.05.2014 N 194) Учреждение 08.06.2014 внесло в государственный кадастр недвижимости информацию о кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с приказом Минприроды Республики Коми от 27.12.2007 N 705 на основании данных, переданных Минприроды Республики Коми 30.05.2014.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 Кодекса).
Таким образом, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода, то исчисление земельного налога производится исходя из указанной кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастровую стоимость.
Основания для применения при исчислении земельного налога за 2014 год приказов Минприроды Республики Коми, принятых в течение 2014 года, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО «Печораречпорт» правомерно на основании статьи 391 Кодекса определило налоговую базу и исчислило земельный налог за 2014 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014, утвержденной приказом Минприроды Республики Коми от 19.12.2012 N 582, и на основании кадастровых справок Учреждения от 24 и 25.02.2014.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом округа и отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.02.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу N А29-10125/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми — без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
Т.В.ШУТИКОВА

——————————————————————