Постановление АС Северо-Западного округа от 14.02.2019 № А56-64916/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2019 г. по делу N А56-64916/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В., при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская Александровская больница» Ширмановой Е.В. (доверенность от 02.11.2018), рассмотрев 07.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-64916/2018,

установил:

Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 195253, Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, дом 60, литера «А», ОГРН 1027804183219, ИНН 7806128866 (далее — Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее — АПК РФ) к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская Александровская больница», место нахождения: 193312, Санкт-Петербург, проспект Солидарности, 4, ОГРН 1027806078255, ИНН 7811018700 (далее — Учреждение), о взыскании ущерба в размере 51 312 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт — об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между виновными действиями Учреждения, выразившимися в непредставлении в установленный срок индивидуальных сведений за февраль 2017 года, и возникшими убытками, которые причинены бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период. Представленные 18.04.2017 сведения за февраль 2017 года не могли быть обработаны в месяце, в котором они представлены (то есть в апреле). Своевременное представление ответчиком отчетов за другие периоды не подтверждает работу пенсионеров в Учреждении в феврале 2017 года и не могло послужить основанием для неиндексирования пенсий. Кроме того, при непредставлении в установленный срок отчета о застрахованных лицах неиндексирование пенсий являлось бы нарушением прав пенсионеров. Суды не учли, что отчет по форме СЗВ-М представляется работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации, а индексацию и направление средств на выплату пенсии производит орган по месту жительства пенсионера, в связи с чем обработать несвоевременно представленные Учреждением сведения и отменить произведенную индексацию в рассматриваемые сроки не представлялось возможным. Решение о пересмотре размера пенсии принято в мае 2017 года и с 01.06.2017 выплата пенсии с учетом индексации прекращена, что соответствует порядку, установленному действующим законодательством. Возврат в добровольном порядке пенсионерами части ошибочно произведенных выплат доказывает как получение пенсионерами выплат в повышенном размере, так и проведение Фондом работы по извещению получателей пенсий о сложившейся ситуации. Представленная в материалы дела история выплат пенсий содержит информацию о способе перечисления денежных средств, номер документа, на основании которого они перечислены, отражает суммы выплат до проведения индексации и после отмены данной индексации, а также размеры индексации. Суды двух инстанций не дали надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам Фонда.
В письменных пояснениях Учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей в спорный период, далее — Закон N 27-ФЗ) Учреждение как страхователь было обязано представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за февраль 2017 года не позднее 15.03.2017.
Фактически указанные сведения за февраль 2017 года представлены ответчиком 18.04.2017.
По итогам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета территориальный орган Пенсионного фонда выявил нарушение срока предоставления сведений в отношении 1 950 застрахованных лиц о факте работы за февраль 2017 года, что повлекло необоснованную выплату пенсии в повышенном размере 53 работающим пенсионерам. Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.10.2017 N 202S18170129016.
Решением территориального органа Пенсионного фонда от 30.11.2017 N 202S19170123846 Учреждение привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 975 000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Учреждение, полагая незаконным начисление штрафа свыше 10 000 руб., обжаловало указанное решение в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-112947/2017 требования Учреждения удовлетворены: решение от 30.11.2017 N 202S19170123846 изменено в части назначения штрафа — его размер снижен до 10 000 руб.
В результате непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года работающим пенсионерам (в отношении 53 лиц) в период с 01.05.2017 по 31.05.2017 страховая пенсия была выплачена с учетом индексации (в завышенном размере), в связи с чем Фонд направил в адрес Учреждения претензию от 13.12.2017 N 03-6589 о возмещении излишне выплаченных сумм индексации.
Поскольку Учреждение оставило претензию без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании причиненного ущерба (с учетом уточнения требований в связи с частичным возвратом пенсионерами сумм индексации) в размере 51 312 руб. 52 коп.
Суды двух инстанций исследовали представленные сторонами доказательства, их доводы и пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для возмещения ущерба, поскольку посчитали, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и излишней выплатой пенсии работающим пенсионерам.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей в спорный период; далее — Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 — 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года Общество представило не 15.03.2017, а 18.04.2017, то есть с нарушением срока, что подтверждается судебными актами по делу N А56-112947/2017. Однако указанные сведения за март 2017 года и последующие периоды предоставлялись страхователем своевременно.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее — Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 — 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из приведенных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Суды установили, что сведения за февраль 2017 года, из которых следует, что 53 пенсионера не прекращали трудовую деятельность в Учреждении в феврале 2017 года, представлены ответчиком в территориальный орган Пенсионного фонда по ТКС 18.04.2017.
Решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в отношении 53 пенсионеров по состоянию на февраль 2017 года приняты Фондом, как видно из выписок с лицевых счетов пенсионеров, не ранее 24.04.2017, то есть в месяце, следующем за месяцем, в котором истекает срок представления сведений за февраль 2017 года, что соответствует положениям статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Вместе с тем сведения за февраль 2017 года представлены Обществом 18.04.2017, то есть до 24.04.2017, следовательно, о фактах работы пенсионеров в феврале 2017 года на дату принятия решений об индексации Фонд был извещен.
На основании изложенного судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года, полученных в апреле 2017 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, что не противоречит положениям части 6 и 10 статьи 26.1, статье 28 Закона N 400-ФЗ. В рассматриваемом случае после представления ответчиком сведений 18.04.2017 оснований для выплаты индексации уже не имелось, однако Управлением после указанной даты было принято решение о выплате индексации сумм пенсии 53 застрахованным лицам. Фактически Фонд имел возможность не производить выплату индексации с 01.05.2017, однако не сделал этого.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что Фондом по состоянию на 16.05.2017 денежные средства перечислены в банковские и иные выплатные организации, в то время как на данную дату как отсутствовали основания для выплаты, так и имелись основания для принятия решения о прекращении выплаты.
При таком положении кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков, Фондом в данном случае не доказана.
Приведенные в жалобе доводы Фонда не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А56-64916/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга — без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
С.В.ЛУЩАЕВ

——————————————————————

Задать вопрос

















*Для организаций Москвы и МО