Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АС Уральского округа от 29.01.2018 № Ф09-8503/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2018 г. N Ф09-8503/17

Дело N А07-608/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А.Н.,

судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2017 по делу N А07-608/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Государственного учреждения — Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан — Никулин А.Ю. (доверенность от 09.01.2018 N 12).

Общество с ограниченной ответственностью «Гамма-Плюс» (далее — заявитель, общество, ООО «Гамма-Плюс») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению — Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее — заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным решения от 16.12.2016 N 143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенного директором Филиала N 1 Государственного учреждения — Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Хамитовой Г.И. по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 23.11.2016 N 273-ООС-д, в части: обязания уплатить недоимку в размере 14 974 руб. 11 коп., пени в размере 0 руб., штраф — 2 994 руб. 82 коп., ввиду того, что выставленные требования рассчитаны неверно, расчет должен быть произведен без учета суммы дотации на питание (в рамках коллективного договора) в размере 516 278 руб. 75 коп., которая не подлежит обложению страховыми взносами и об обязании Государственного учреждения — Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Филиал N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решением суда от 19.06.2017 требования заявителя удовлетворены. Решение от 16.12.2016 N 143 в части доначисления страховых взносов в размере 14 972 рубля 08 коп., и штрафа в размере 2 994 рубля 42 коп. признано недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить по следующим основаниям.

Фонд указывает, что спорные выплаты являются элементами оплаты труда в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанные выплаты предусмотрены локальными нормативными правовыми актами страхователя ООО «Гамма-Плюс», не относятся к перечисленным в подп. «б» ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

По мнению заявителя, обстоятельства дела не являются аналогичными тем, по которым высказался Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.

Спорная дотация не может расцениваться как выплата социального характера, поскольку распространяется не на всех сотрудников, зависит от квалификации и занимаемой должности, условий выполнения самой работы (нахождение рабочего места), носит систематический характер, выплачивается постоянно за дни трудовой деятельности. Сумма дотаций на питание является доходом в натуральной форме. Данный доход индивидуализирован, определена его конкретная стоимость, доход связан непосредственно с трудовой деятельностью, поскольку выплачивался только в рабочие дни.

Кроме того, выплаченные суммы дотаций на питание являются доходом в натуральной форме, на размер которых ООО «Гамма-Плюс» начислило и уплатило налог на доходы физических лиц, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой формы N 2-НДФЛ.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на письмо Минтруда России от 24.10.2014 N 17-3/В-501, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 46н, Приказ Федеральной авиационной службы России от 16.03.1999 N 60.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Гамма-Плюс» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, в результате выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) ООО «Гамма-Плюс» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, установлено, что страхователем в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включены выплаты в пользу работников в натуральной форме — дотации за питание, предусмотренные коллективным договором в общей сумме 516 278 руб. 95 коп. (2014 год — 70 491 руб., 2015 год — 445 787,75 руб.).

По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом принято решение от 16.12.2016 N 143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 14 974 руб. 11 коп., а также заявитель привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 2 994 руб. 82 коп.

Не согласившись с указанным решением в части обложения взносами суммы начисленной по питанию сотрудников в рамках коллективного договора на сумму 516 278 руб. 75 коп., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суды руководствовались выводом о том, что компенсационные выплаты на питание, произведенные работникам в проверяемом периоде не подлежат обложению страховыми взносами.

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Федерального закона (п. 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

В силу условий подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников состоит из двух основных частей — непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.

Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

В рассматриваемом случае ООО «Гамма-Плюс» производило дотацию на питание работников за счет собственных средств.

Пунктом 2.3.1 Коллективного договора ООО «Гамма-Плюс» предусмотрена обязанность работодателя производить дотацию на питание в размере не более 5 000 руб. в месяц (в редакции коллективного договора от 01.12.2015) и в размере не более 150 руб. за рабочий день (в редакции коллективного договора от 05.11.2014).

В данном случае оплата стоимости обеда работнику была организована по инициативе работодателя, безотносительно к вкладу работников в деятельность общества; питание работников общества производилась независимо от условий и стажа работ; не связано с наличием трудового договора.

На основании указанного судами отклонен довод Фонда о том, спорная дотация имеет стимулирующий характер, зависит от квалификации работника.

Выплаты, носящие характер социальной поддержки на оплату питания сотрудников, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Выводы судов соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.

При таких обстоятельствах, суды правомерно признали оспариваемое решение Фонда недействительным.

Иные доводы заявителя были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2017 по делу N А07-608/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения — Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи

О.Г.ГУСЕВ

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ