Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ПРОЕКТ Приказа Минтруда РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный директор – член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации»

Аннотация к документу

В целях реализации положений ст. 195.1 Трудового кодекса РФ впервые утверждается профессиональный стандарт «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации».
Стандартом определяются:
— основная цель вида профессиональной деятельности;
— описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
— характеристика обобщенных трудовых функций.
По каждой трудовой функции закрепляются показатели уровней квалификации, характер умений и знаний, требуемых для ее осуществления.
Даты проведения общественного обсуждения: 26.02.2018 — 12.03.2018. Адрес электронной почты для приема заключений: abrosimovvv@rosmintrud.ru.

——————————————————————

Проект

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от «__» ________ г. N ___

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ДИРЕКТОР — ЧЛЕН КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
(СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА, РЕВИЗИОННОЙ
КОМИССИИ) КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации».

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от ______ г. N ___

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР — ЧЛЕН КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА
УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ (СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО
СОВЕТА, РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ) КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ДИРЕКТОР — ЧЛЕН КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
(СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА, РЕВИЗИОННОЙ
КОМИССИИ) КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций

1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
На современном этапе социально-экономического развития общества является актуальным реформирование системы квалификаций специалистов методом разработки профессиональных стандартов. Принятие Национального плана развития профессиональных стандартов определено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Президентом Российской Федерации отмечалось также, что, в первую очередь, профстандарты должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для бюджетных учреждений. Правительство Российской Федерации внесло в Госдуму законопроект, обязывающий госорганизации, госкомпании и госкорпорации подбирать и оценивать кадры на основе профессиональных стандартов.
Предполагается, что введение системы профстандартов позволит решить проблему кадрового дефицита. За последние годы рынок труда сильно модифицировался: появились новые отрасли, новые специальности, выросли требования к квалификации работников. Специалистов не хватает, а выпускники долгое время не могут найти работу. Одна из главных причин — разрыв между требованиями работодателей и уровнем профессиональной подготовки. Стандарты признаны «настроить» систему образования под требования рынка труда.
Современное состояние корпоративного управления, в том числе в компаниях с государственным участием, в России нельзя признать удовлетворительным. В связи с этим возрастает роль коллегиальных органов управления в системе корпоративного управления и контроля современных компаний. Принципы корпоративного управления требуют все большей степени открытости при обсуждении и совместном принятии важнейших корпоративных решений.
Коллегиальный орган управления, такой как совет директоров или наблюдательный совет в соответствии с законодательством и уставом организации наделяется полномочиями самостоятельно принимать решения по определенному кругу вопросов. Решения эти являются обязательными в данной организации. Решения этих коллегиальных органов управления организацией решающим образом влияют на разработку и проведение ее долговременной стратегии и текущей политики, определение размеров чистой прибыли, ее распределение, определение организационной структуры, установление численности работников, принятие других важнейших решений в области социально-экономического положения работников. Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются и назначаются высшим органом коллегиального управления — общим собранием акционеров или решением единственного акционера. Однако в силу закона именно члены совета директоров (наблюдательного совета) выполняют функцию общего руководства деятельностью организации и должны обладать соответствующими компетенциями, отличными как от компетенций единоличного исполнительного органа (генерального директора), так и от компетенций членов коллегиального исполнительного органа (правления), которые выполняют руководство текущей (операционной) финансово-хозяйственной деятельностью организации.
Таким образом, необходимость профессионального стандарта Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации обосновывается следующими условиями:
— уточнение компетенций должностей к трудовым функциям; описание трудовых функций позволяет структурировать профессиональную деятельность руководителя, исключить дублирование трудовых функций по должностям. Поэтому профстандарт должен стать эффективным инструментом подбора, назначения и оценки руководителей высшего звена управления;
— разграничение полномочий между уровнями коллегиальных органов управления, в целях достижения максимальной стандартизации подготовки материалов к заседаниям и информационного обмена между органами принятия решений;
— конкретизация рекомендаций передовой практики корпоративного управления, описанных в Кодексе корпоративного управления, одобренном 21.03.2014 Советом директоров Банка России с учетом особенностей компании;
— разработка федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, образовательных программ в образовательных организациях страны;
— детализация деятельности руководителя, установление связи между содержанием этой деятельности и требованиями к тем или иным знаниям и умениям;
— соотнесение российских специальностей и международных требований;
— разработка качественных критериев для оценки руководителей, с помощью которых заинтересованные лица смогут контролировать качество и эффективность работы руководителей в коллегиальном органе управления (совете директоров, наблюдательном совете) и органе контроля (ревизионной комиссии).

1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Проект профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» разработан в контексте реализации общей стратегии регулирования рынка труда и системы профессионального образования в области высшего руководства предприятий, организаций, в том числе с целью планирования различных траекторий образования, ведущих к достижению определенных квалификационных уровней, повышению квалификации.
Представленный проект профессионального стандарта разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России) от 12.04.2013 г. N 147н, Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N 170н, а также Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. N 148н (далее — Уровни квалификаций).
Проект профессионального стандарта описывает трудовые функции, трудовые действия и соответствующие им компетенции руководителей высшего звена, осуществляющих руководство учреждениями, организациями и предприятиями.
По результатам анализа структуры профессиональной трудовой деятельности вышеуказанной категории руководителей и соотнесения с Уровнями квалификаций, утвержденными Минтрудом России в целях разработки профессиональных стандартов, в проекте профессионального стандарта выделено два квалификационных уровня, соответствующие 7-му и 8-му квалификационным уровням, установленными Уровнями квалификации. Согласно принятой в настоящее время системе трудовой кодификации данному уровню присвоен следующий код: 11 — «Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели».
———————————
ОК 010-2014 (МСКЗ-08) дата введения — 2015-07-01.

Выделение трудовых функций, описываемых в проекте профессионального стандарта, осуществлялось на основе содержательного анализа нормативно-правовых документов, Методических рекомендаций ОЭСР по корпоративному управлению и научной литературы в области корпоративного управления.
———————————
http://www.oecd.org/daf/ca/Corporate-Governance-Principles-ENG.pdf.

Определяющими характеристиками, которыми руководствовались разработчики проекта профессионального стандарта при отнесении деятельности члена коллегиального органа управления юридического лица с государственным участием, установлены Уровнями квалификаций:
— для 7 квалификационного уровня:
1) полномочия и ответственность:
— определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
— значительный вклад в определенную область деятельности;
— ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
2) характер умений:
— решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
3) характер знаний:
— создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Учитывая особенности профессиональной деятельности профессионального директора — члена коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации, описываемый в проекте профессионального стандарта квалификационный уровень содержит трудовые функции, содержание которых в целом аналогично, при этом основным критерием отнесения конкретной трудовой функции к определенному квалификационному уровню является показатель «сложность деятельности», выражающийся в особенностях методов и приемов, используемых работником для решения профессиональных задач, возникающих в управленческой деятельности.
На 7-м квалификационном уровне широта полномочий, ответственность, сложность и наукоемкость профессиональной деятельности значительно выше, чем у руководителей организаций. Специалист 7-ого квалификационного уровня — это член коллегиального органа управления или контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации, способный не только разработать оригинальные и нестандартные управленческие решения, но и сформировать целостную концепцию и стратегию развития юридического лица с государственным участием, в том числе включенного в перечень стратегических обществ, а также организовать их реализацию и обеспечить контроль при внедрении среднесрочной стратегии и долгосрочной программы развития, предназначенных для достижения целей, поставленных государством перед данным юридическим лицом.
Таким образом, относимая к 7-му квалификационному уровню обобщенная трудовая функция «Осуществление деятельности в совете директоров (наблюдательном совете) организации» включает следующие трудовые функции:

A/01.7
Организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации
A/02.7
Формирование и контроль реализации политики по кадрам и вознаграждениям
A/03.7
Организация деятельности по повышению эффективности функционирования организации в долгосрочной перспективе
A/04.7
Организация надзора (контроля) за сохранностью активов и соблюдением законодательства
A/05.7
Руководство комитетом совета директоров (наблюдательного совета)

Также относимая к 7-му квалификационному уровню обобщенная трудовая функция «Осуществление деятельности в органе контроля организации» включает следующие трудовые функции:

B/01.7
Проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности организации
B/02.7
Проведение ревизии организации

Относимая к 8-му квалификационному уровню третья обобщенная трудовая функция «Руководство советом директоров (наблюдательным советом) организации» включает следующие трудовые функции:

C/01.8
Организация работы совета директоров (наблюдательного совета)
C/02.8
Координация внешних связей совета директоров (наблюдательного совета)

Четвертая обобщенная трудовая функция «Руководство органом контроля организации», относимая к 8-му квалификационному уровню, включает следующие трудовые функции:

D/01.8
Организация работы органа контроля организации
D/02.8
Координация внешних связей органа контроля организации

Проект Профессионального стандарта содержит следующие разделы:
— Общие сведения;
— Описание трудовых функций, входящих в проект профессионального стандарта (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
— Характеристика обобщенных трудовых функций;
— Сведения об организациях — разработчиках проекта профессионального стандарта.
При разработке настоящего проекта Профессионального стандарта при составлении трудовых функций использовались термины, понятия и определения, заимствованные из нормативно-правовых документов Российской Федерации.

Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта

2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
Последовательность разработки профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» обусловлена логикой функционального анализа профессиональной деятельности и Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации N 170-н от 29.04.2013). В соответствии с указанными документами была проведена следующая работа в два логических этапа. Первый этап — подготовительный, целью которого являлось формирование единого подхода к подготовке проекта профессионального стандарта. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
а) предварительное совещание по вопросу инициирования разработки проекта профессионального стандарта;
б) анализ нормативно-правовой базы и иных организационно-распорядительных документов в части требований к профессии;
в) анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;
г) анализ квалификационных характеристик в действующих классификаторах;
д) анализ состояния и перспектив развития коллегиальных органов в России.
Второй этап — основной, целью которого является подготовка проекта профессионального стандарта.
В рамках основного этапа проведена следующая работа:
1. Разработка проекта профессионального стандарта, в том числе:
а) разработка проекта функциональной карты и анкеты с первичным перечнем знаний, умений и трудовых навыков для последующего исследования;
б) проведение исследований для определения трудовых функций и уровней квалификации;
в) обобщение результатов исследований, обсуждение результатов с экспертами и заинтересованными организациями;
г) анализ, описание и уточнение обобщенных трудовых функций, определение уровней квалификации с учетом проведенных исследований;
д) подготовка предварительного проекта профессионального стандарта для вынесения на обсуждение.
2. Профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта и обобщение его результатов:
е) обсуждение проекта профессионального стандарта с экспертами и заинтересованными организациями:
— размещение проекта профессионального стандарта на сайте ответственной организации разработчика — Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум»;
— размещение проекта профессионального стандарта на сайте Минтруда России;
— обсуждение проекта профессионального стандарта на заседаниях Комитета профессиональных стандартов и документации в области образования и аттестации;
— проведение круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий для представителей профессиональных сообществ, экспертов, их объединений;
ж) сбор, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений, внесение изменений в проект профессионального стандарта:
— сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;
проведение анкетирования и интервью со специалистами в области проектирования и управления организацией.
В рамках заключительного этапа осуществлена:
а) подготовка документов с учетом всех обсуждений для представления в Минтруд России;
б) работа над исправлениями с учетом замечаний в рамках рассмотрения пакета документов Минтрудом России, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и общественного обсуждения.

2.2. Сведения об организациях, на базе которых проводились исследования
Все исследования по разработке проекта Профессионального стандарта были проведены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 23 от 22 января 2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» на базе Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», город Москва, 125047, улица Тверская-Ямская 2-Я, 14, представляющей мнение большого количества экспертов, в том числе ведущих в нашей стране, по актуальным проблемам корпоративного управления и управления государственным имуществом, с привлечением следующих экспертов и экспертных организаций: Всероссийский Профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, НОУ ДПО «Институт профессионального образования», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Центр финансовых расследований при Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности»; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Центр делового образования, Союз профессиональных управляющих «Клуб директоров Самарской области», Ассоциация содействия развитию предпринимательства «Сообщество Сколково», НП «Российский Институт Директоров», ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», ООО «Экспертный центр по корпоративным отношениям», Центр корпоративного управления Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», НП «Русское общество управления рисками», Компания RQlab — Общество с ограниченной ответственностью «ЭрКуЛаб», ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Саморегулируемая организация НП «Институт Профессиональных Аудиторов».

2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области корпоративного управления, председатели советов директоров и членов советов директоров юридических лиц с государственным участием, специалисты в области управления государственным имуществом, обучения и развития персонала, другие специалисты.
В соответствии со спецификой деятельности по разработке профессиональных стандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
— уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, а также в области корпоративного управления и управления государственным имуществом (учитываются профиль и уровень образования, профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью), предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);
— полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
— степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
К разработке профессионального стандарта были привлечены эксперты, обладающие знаниями и опытом практической деятельности в следующих сферах:
— профессиональная деятельность в сфере корпоративного управления;
— научные исследования в сфере корпоративного управления, экономики, государственного управления, управления государственным имуществом;
— преподавание дисциплин в области экономики, корпоративного управления, государственного управления;
— проведение статистических исследований в экономике, социологии, демографии, в производственной деятельности и других областях;
— разработка квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
Список отобранных в соответствии с данными требованиями экспертов приведен в дополнительных материалах к пояснительной записке.

2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
1. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
2. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 17, 37, 38.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 37, 189.9, 189.12, 189.19, 189.31, 189.56.
4. Кодекс корпоративного управления, одобрен и рекомендован к применению 10.04.2014 N 06-52/2463 Советом директоров Банка России, статьи 1.1 — 356.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ст. 53, 65.3.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»).
7. Приказ Росимущества от 25.05.2010 г. N 129 «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации».
8. Приказ Росимущества от 21.11.2013 N 357 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерных обществах».
9. Приказ Росимущества от 20.03.2014 N 86 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы комитетов по аудиту советов директоров акционерных обществ».
10. Приказ Росимущества от 29.12.2014 N 524 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием».
11. Приказ Росимущества от 21.01.2016 N 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
12. Приказ Росимущества от 02.03.2016 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».

Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта

Для обсуждения проекта профессионального стандарта были использованы следующие инструменты.
1) Проведение круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий
В целях обсуждения концептуальных оснований и результатов разработки профессионального стандарта проведены следующие мероприятия с участием представителей Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, образовательных организаций и объединений образовательных организаций, профессиональных ассоциаций, представителей профессиональной общественности, средств массовой информации:
— 26 мая 2015 г., Москва — форум «Актуальные проблемы управления государственной собственностью» (участники — менеджеры компаний с государственным участием, представители органов государственной власти, эксперты в области экономики, менеджмента, государственного управления, журналисты деловых и общественно-политических изданий, представители муниципалитетов, НКО, научных структур, Степашин С.В., председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Председатель Счетной палаты Российской Федерации (2000 — 2013), Комаров М.С. — член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, Генкин А.С., исполнительный директор Консалтинговой Группы «АСПЕКТ», Балаболин Д.Н., заместитель председателя правления НП «Директориум», Гришина П.Ю., Партнер, руководитель практики бизнес-консультирования ГК «United Experts», независимый эксперт, профессиональный директор, Соколова О.Б., заместитель генерального директора ОАО «Российский аукционный дом», Репин Н.Н., генеральный директор компании «Амдокс Солюшнз Лтд», Федотов В.Е., основатель и директор, Большой Консалтинг, Боресков Г.К., руководитель проектов, Управление по проектам улучшения инвестиционного климата АСИ. Представленные регионы Российской Федерации — город Москва, город Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область и др., онлайн-трансляция обеспечила охват большинства регионов Российской Федерации);
— 15 июня 2015 года — Круглый стол по обсуждению профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» (участники — Казанов Е.В., директор Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Беликов И.К., НП «Российский институт директоров», Габов А.В., ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», Филатов А.А., ООО «Экспертный центр по корпоративным отношениям», Анникова Н.Н., ЦКУ НИУ ВШЭ, Тарасов И.А., НП «Русское общество управления рисками», Буков П.А., ООО Компания «RQLab», Донирова Г.А., ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Представленные регионы Российской Федерации — город Москва, город Санкт-Петербург);
— 24 июня 2015 года — совещание «Образовательные стандарты» (участники — Казанов Е.В., директор Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Тарасов И.А. — НП «Русское общество управления рисками», член правления, Н.Н. Анникова, эксперт, Центр корпоративного управления НИУ ВШЭ. Представленные регионы Российской Федерации — город Москва);
— 1 июля 2015 года — круглый стол «Обсуждение профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» (Ассоциация «Директориум») (участники — Казанов Е.В., директор Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Беликов И.К., НП «Российский институт директоров» Беликов Игорь Константинович, Габов А.В., ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», Филатов А.А., ООО «Экспертный центр по корпоративным отношениям», Анникова Н.Н., ЦКУ НИУ ВШЭ, Тарасов И.А., НП «Русское общество управления рисками», Буков П.А., ООО Компания «RQLab», Донирова Г.А., ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Представленные регионы Российской Федерации — город Москва, город Санкт-Петербург);
— 3 июня 2016 круглый стол «Обсуждение методики рейтингования предприятий с государственным участием» (участники — Федотов В.Е., директор Ассоциации «Директориум», Евсеев В.О., профессор кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, И.В. Мунерман, генеральный директор УК «Мунерман и партнеры», Лутовинова Т.В., Ассоциация «Директориум», Абдикеев Нияз Мустякимович, д.т.н., профессор, директор института промышленной политики и институционального развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Атажанова Дина Александровна, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Баркин Андрей Витальевич, член совета, экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Белоновская Анастасия Михайловна, к.э.н., доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Богатырев Семен Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры «Оценка и управление стоимостью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Беляева Ирина Юрьевна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Гермогенова Мария Николаевна, к.э.н., доцент кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Долгопятова Татьяна Григорьевна, д.э.н., Заслуженный экономист РФ ординарный профессор, главный научный сотрудник НИУ — Высшая школа экономики, Лосева Ольга Владиславовна, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Оценка и управление стоимостью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Лукин Александр Сергеевич, к.т.н., Зам. директора ИМИМ, МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Малофеев Сергей Николаевич, к.э.н., доцент доцент кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Мельников Илья Георгиевич, начальник информационно-аналитического отдела Управления корпоративных технологий Росимущества, Мигашкина Елизавета Семеновна, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Михальчева Анастасия Антоновна, студент магистратуры Государственного университета управления, Никонова Ирина Александровна, д.э.н., профессор кафедры «Оценка и управление стоимостью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Осипов Владимир Сергеевич, д.э.н. заведующий сектором институтов государственного управления, ФГБУН Институт экономики Российской академии наук, Перская Виктория Вадимовна, д.э.н., профессор, директор института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Пересторонина Людмила Геннадьевна, к.э.н., доцент кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Пухова Мария Михайловна, к.э.н. заместитель декана факультета менеджмента, доцент кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Серегина Евгения Юрьевна, к.э.н., доцент кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Смирнов Владимир Михайлович, д.э.н., профессор кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Харчилава Хвича Потаевич, к.э.н., доцент кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Цыганов Юрий Михайлович, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Корпоративное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Черникова Людмила Ивановна, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Шальнева Мария Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры «Корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Представленные регионы — город Москва);
— 15 июня 2016 года рабочая встреча Директора Ассоциации «Директориум» В.Е. Федотова с заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации В.В. Абрамченко (участники — Абрамченко В.В. — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, Федотов В.Е. — директор Ассоциации «Директориум»);
— 16 июня 2016 года — рабочая встреча Директора Ассоциации «Директориум» В.Е. Федотова с заместителем Министра экономического развития Российской Федерации — руководителем Росимущества Д.В. Пристансковым (участники — Пристансков Д.В. — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Росимущества, Федотов В.Е. — директор Ассоциации «Директориум»);
— 24 июня 2016 года круглый стол «Обсуждение профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации» (Ассоциация «Директориум») (участники — Федотов В.Е., директор, Лутовинова Т.В., руководитель корпоративного дивизиона Ассоциация «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Первушин Н.В., заместитель председателя Всероссийский Профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, Гришина П.Ю., ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», Бунякин М.Н., генеральный директор ООО «Бранан лигал». Представленные регионы — город Москва, Самарская область);
— 25 — 26 июля 2016 — семинар для вновь назначенных и действующих членов советов директоров и ревизионных комиссий обществ с государственным участием (участники — Пристансков Д.В. — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации — руководитель Росимущества, Федотов В.Е. — директор Ассоциации «Директориум», Слигун Наталья Анатольевна, И.о. начальника управления корпоративных технологий Росимущества, Коморин Андрей Леонидович, Начальник отдела Управления корпоративных технологий Росимущества, Федотов Владислав Евгеньевич, директор, Ассоциация «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Дубовицкая Е., PwC, Director Corporate Governance and Sustainability, Филатов А.А., член Экспертно-консультационного совета при Росимуществе, заместитель руководителя Комитета «Повышение эффективности управления компаний с государственным участием, в т.ч. повышение качества корпоративного управления», Бранис А., Председатель Совета директоров Ассоциации профессиональных инвесторов, Главный инвестиционный директор Просперити Кэпитал Менеджмент (РФ) Лтд., Ибрагимов Р., Вице-президент ПАО «МТС» по корпоративным и правовым вопросам, Ученов А., заместитель директора, Департамент стратегического развития и проектного управления, Кокорев Р., руководитель направления Департамента по взаимодействию с органами власти Московской биржи, Нестерова А., экс-руководитель Комитета «Повышение эффективности управления компаний с государственным участием, в т.ч. повышение качества корпоративного управления», Мельников И.Г., начальник информационно-аналитического отдела Управления корпоративных технологий Росимущества, Федоров О., советник Руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Лекарев А., корпоративный секретарь — начальник управления корпоративного обеспечения АК АЛРОСА, Кучкаров З., директор центра «Концепт», заведующий кафедрой Концептуального анализа и проектирования МФТИ, Ермошкин А., председатель Координационного совета АНО «ШАГ», Бунякин М.Н., управляющий партнер Branan Legal, Ненашева Ю.В., директор корпоративной практики Branan Legal, Коморин А.Л., начальник отдела Управления корпоративных технологий Росимущества, Тарасевич М., директор департамента корпоративного управления, ГК «Роскосмос», Парасочка М.Г, заместитель директора Ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум», Александров Д., генеральный директор, Training & Development Group, Гришина П.Ю., член Экспертно-консультационного совета при Росимуществе, заместитель руководителя Комитета по анализу ведомственных рисков и противодействию коррупции, Кудлай И.К., финансовый директор АО «Регионы — менеджмент», программным директором совместных образовательных модульных программ НОУ ДПО «Институт профессионального образования» и Росимущества, Герасимова С., Директор Центра корпоративной социальной ответственности Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. Член Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике, Комитета «Деловой России» по социальной ответственности, меценатству и благотворительности, Бирюков И., член Совета Фонда «Соединение», генеральный директор Центра развития социальных инноваций «Технологии возможностей», члены реестра профессиональных директоров Ассоциации «Директориум». Представленные регионы — город Москва, город Санкт-Петербург, Самарская область, Калужская область, Московская область, Волгоградская область и др.).
В общей сложности в перечисленных мероприятиях приняли участие свыше 600 человек.
Проведение публичного обсуждения профессионального стандарта в формате семинаров-совещаний предусматривало информирование участников по вопросам нормативно-правового регулирования и методики разработки и применения профессиональных стандартов, в т.ч. профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации». Такая подготовка позволила обеспечить квалифицированное обсуждение проекта.
2) Размещение проекта профессионального стандарта и информации о мероприятиях по его разработке в сети Интернет, средствах массовой информации и профильных изданиях
01 октября 2014 года проект профессионального стандарта был размещен на официальном сайте Ассоциации «Директориум» для публичного обсуждения https://www.directorium.pro/sites/default/files/prof_standart.pdf, https://www.directorium.pro/forum/203/2366, количество посетителей сайта (с 01.02.2016) — более 7000 уникальных посещений.
По мере получения замечаний и предложений проводилась доработка проекта и его обновление на сайте.
В целях информирования потенциальных участников обсуждения о нормативно-правовых основаниях и методике разработки профессионального стандарта его размещение сопровождалось публикацией соответствующих документов, разъяснений и статей, подготовленных разработчиками.
В настоящее время получено несколько отзывов от экспертов в области корпоративного управления и управления государственным имуществом, а также образовательных организаций.
В отзывах содержится много замечаний и предложений, некоторые из них повторяются. По мере поступления замечаний проводилось их обсуждение на заседаниях рабочей группы по разработке профессионального стандарта, готовились аргументированные ответы по каждому замечанию и предложению, на основе принятых или частично принятых замечаний и предложений в текст вносились соответствующие изменения. Замечания и предложения по наиболее принципиальным и сложным вопросам рассматривались также на заседаниях.
По окончании публичного обсуждения проекта профессионального стандарта была подготовлена доработанная редакция проекта профессионального стандарта, учитывающая замечания и предложения, рекомендованные к принятию.
Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в Приложении N 2 к пояснительной записке (не приводится).
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в Приложения N 3 к пояснительной записке (не приводится).
Публичное обсуждение позволило обеспечить:
— соответствие основных положений профессионального стандарта требованиям законодательной и нормативно-правовой базы в области корпоративного управления и управления государственным имуществом;
— полноту и точность описания обобщенных трудовых функций и трудовых функций члена коллегиального органа управления юридического лица с государственным участием, их выделение с учетом сложившегося разделения труда в рассматриваемой области профессиональной деятельности;
— определение современных требований к уровню образования и опыту работы, необходимому для выполнения каждой из обобщенных трудовых функций.

——————————————————————