РЕШЕНИЕ Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. N СА-4-9/18214@

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе >>>

Федеральной налоговой службой получена жалоба публичного акционерного общества «Х» (далее — ПАО «Х», Заявитель, Общество, налогоплательщик) от 20.06.2017 на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (далее — Межрегиональная инспекция, налоговый орган) от 06.06.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее — Решение).
Вышеуказанным Решением Общество в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление ПАО «Х» в налоговый орган пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 2 500 рублей, с учетом положений пункта 1 статьи 112 Кодекса.
Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит отменить Решение Межрегиональной инспекции по следующим основаниям.
ПАО «Х» в жалобе указывает, что пояснения были представлены Обществом в электронном виде в форме простого письма, а не по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее — Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@).
По мнению Общества, нарушение формата представления пояснений не является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Кодекса.
Кроме того, данные пояснения налоговый орган использует в рамках проведения камеральной налоговой проверки и ссылается на них в акте камеральной налоговой проверки от 12.05.2017.
Следовательно, по мнению Общества, имеется документальное подтверждение, что пояснения со стороны Заявителя представлены своевременно, а налоговым органом пояснения были получены.
Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в жалобе, оценив и исследовав материалы и информацию, представленные Обществом и Межрегиональной инспекцией, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 2 статьи 87 Кодекса установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодексом пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.
Из Решения следует, что в Межрегиональную инспекцию 25.01.2017 Обществом была представлена первичная налоговая декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в ходе камеральной налоговой проверки в адрес ПАО «Х» выставлено требование от 29.03.2017 о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесения в налоговую декларацию за 4 квартал 2016 года соответствующих исправлений.
Требование от 29.03.2017 отправлено Межрегиональной инспекцией в электронном виде 29.03.2017 и получено ПАО «Х» по телекоммуникационным каналам связи 05.04.2017.
Таким образом, срок для представления Обществом пояснений истекает 12.04.2017.
Из Решения следует, что в установленный срок (12.04.2017) Обществом в электронном виде были представлены пояснения в форме простого письма с прикреплением копий первичных документов.
В ответ на пояснения Общества отправлено уведомление об отказе в приеме, на копии первичных документов получена Квитанция о приеме.
В уведомлении об отказе в приеме указаны следующие причины отказа в принятии файла:
— [Код: 0100800000] — ошибка в последовательности предоставления сведений;
-[Код:0100800003]- некорректное сочетание форм в комплекте представленных документов.
Из материалов жалобы следует, что ПАО «Х» для подтверждения факта отправки 12.04.2017 ответа на электронное требование от 29.03.2017 в адрес Межрегиональной инспекции 03.05.2017 направлены запросы в ООО НПФ «ЮЛ 1» от 02.05.2017 и ЗАО «ЮЛ 2» от 04.05.2017.
ЗАО «ЮЛ 2» письмом от 22.05.2017 подтвердил факт направления 12.04.2017 в адрес Межрегиональной инспекции электронного файла, который является ответом на требование от 29.03.2017.
Таким образом, Обществом представлены пояснения в ответ на требование от 29.03.2017, но не по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Следовательно, по мнению Межрегиональной инспекции, данные пояснения считаются не представленными в налоговый орган и Общество подлежит привлечению к ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление пояснений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба считает данный вывод Межрегиональной инспекции необоснованным в связи с нижеследующим.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
ПАО «Х» своевременно представлены пояснения в ответ на требование от 29.03.2017, которые использованы налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснения не считаются представленными при представлении указанных пояснений на бумажном носителе.
Следовательно, положения статей 88, 129.1 Кодекса не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такие пояснения не считаются представленными.
С учетом вышеизложенного, привлечение ПАО «Х» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление в налоговый орган пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 2 500 рублей, является неправомерным.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 06.06.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА,
ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 13.09.2017
Номер решения: СА-4-9/18214@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статьи Налогового кодекса: Статья 88, Статья 129.1
Вид налога: Нет
Тема налогового спора: Привлечение к ответственности за представление пояснений к налоговой декларации в установленный срок с нарушением формата представления таких пояснений

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Обществом представлены пояснения в ответ на требование от 29.03.2017, но не по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. Следовательно, данные пояснения считаются не представленными.

Позиция налогоплательщика: Пояснения были представлены Обществом в электронном виде в форме простого письма, а не по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. Кроме того, данные пояснения налоговый орган использует в рамках проведения камеральной налоговой проверки и ссылается на них в акте проверки.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодексом пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Из Решения следует, что в Межрегиональную инспекцию 25.01.2017 Обществом была представлена первичная налоговая декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в ходе камеральной налоговой проверки в адрес Заявителя выставлено требование от 29.03.2017 о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений или внесения в налоговую декларацию за 4 квартал 2016 года соответствующих исправлений.
Из Решения следует, что в установленный срок Обществом в электронном виде были представлены пояснения в форме простого письма с прикреплением копий первичных документов.
В ответ на пояснения Общества отправлено уведомление об отказе в приеме, на копии первичных документов получена Квитанция о приеме.
Из материалов жалобы следует, что Заявителем для подтверждения факта отправки ответа на электронное требование от 29.03.2017 в адрес Межрегиональной инспекции направлен запрос оператору связи, который письмом от 22.05.2017 подтвердил факт направления в срок в адрес Межрегиональной инспекции электронного файла, который является ответом на требование от 29.03.2017.
Таким образом, Обществом представлены пояснения в электронной форме в ответ на требование от 29.03.2017, но не по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснения не считаются представленными при представлении указанных пояснений на бумажном носителе.
При этом положения статей 88, 129.1 Кодекса не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такие пояснения не считаются представленными.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба отменила решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 06.06.2017.

——————————————————————

Задать вопрос

Please leave this field empty.

Please leave this field empty.Please leave this field empty.