Какие услуги иностранных компаний относятся к электронным для целей учета НДС

Вопрос:

Признаются ли услугами в электронной форме для целей применения ст. 174.2 НК РФ услуги мониторинга и представления актуальной информации по международным тендерам и проектам? Результат работы предоставляется путем направления иностранным контрагентом письма со списком тендеров на электронную почту заказчика.

Ответ:

Данный вид услуг может квалифицироваться как услуги в электронной форме в целях применения ст. 174.2 НК РФ. Обязанность платить НДС в таком случае возникает у оказывающей их иностранной организации. Однако для правильной квалификации следует учитывать также характер оказания услуги и особенности конкретных договоров.

Так называемый налог на Google обязаны уплачивать иностранные организации, которые оказывают электронные услуги или выступают посредниками при их продаже (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). При этом такая обязанность возникает, только если местом реализации услуг признается РФ. В соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранная организация, оказывающая эти услуги, обязана встать на учет в российских налоговых органах.

Услугой в электронной форме в соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ признается услуга, оказанная автоматизированно, с использованием информационных технологий через телекоммуникационную сеть, в том числе Интернет. Этим же пунктом конкретизирован перечень таких услуг, который считается закрытым, однако формулировки данной статьи и отсутствие четких определений терминов зачастую допускают расширительное толкование и вызывают массу вопросов при отнесении конкретных видов услуг под действие рассматриваемой статьи.

В частности, этот перечень включает услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

Кроме того, перечень содержит еще одну довольно общую категорию: «…оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями». Этот пункт включает  больший спектр  вариантов трактовок и включения самых разнообразных видов услуг.

В данном случае, полагаем, что получение информации о тендерах может расцениваться как услуга по представлению информации о потенциальных покупателях в целях применения рассматриваемой статьи.

Схожий подход отражен и в письме Минфина РФ от 24.10.2017 № 03-07-08/69697. В нем был рассмотрен вопрос о налоговых обязательствах российского заказчика при получении с иностранных ресурсов сводок о финансовом состоянии организаций в целях проверки контрагентов.

Еще один аспект применения ст. 174.2 НК РФ, о котором стоит упомянуть в контексте рассматриваемого вопроса, – это автоматизированный характер оказания услуги, то есть ее оказание с помощью программных средств и без непосредственного участия человека. Например, ручная выборка информации и ее разовая пересылка по электронной почте не должна трактоваться как услуга в электронной форме в понимании ст. 174.2 НК РФ. Статья подразумевает некую массовость получателей услуг в ходе применения соответствующих программных алгоритмов и технологических решений, возможность обращения неограниченного количества клиентов.

Таким образом, если за услугой может обратиться любая организация и получить необходимую информацию по своему запросу или подписаться на некую выборку, предоставляемую автоматически на почту, можно говорить о применении ст. 174.2 НК РФ. Как следствие, обязанность постановки на учет и уплаты НДС возникает непосредственно у иностранной организации, предоставляющей данную услугу. В ином случае при получении услуги индивидуального характера, без приоритетного использования средств автоматизации, обязанность выступить налоговым агентом возникает у российского заказчика.

При сомнениях в правильной квалификации тех или иных услуг нелишне обратиться за разъяснениями  в налоговый орган.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА