Может ли налоговая требовать пояснения по РСВ спустя год

Вопрос:

Через год пришло требование от налоговой о предоставлении пояснений по РСВ за I квартал 2017 года. В результате камеральной проверки года были выявлены расхождения 10 копеек. Требования были основаны на ст. 88 НК РФ. Имеет ли право налоговая требовать предоставления пояснений спустя год?

Ответ:

Общие требования к заполнению РСВ изложены в Порядке заполнения расчета (утв. Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Приложение № 2). Стоимостные показатели отражаются в рублях и копейках.

При приеме каждый сдаваемый РСВ проверяется на соответствие контрольным соотношениям и проводится по нему камеральная проверка (письмо ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@). И если у контролеров в рамках расчета цифры не сойдутся, то они вправе запросить у организации пояснения.

Налоговики в ходе камеральной проверки проверяют представленную налогоплательщиком отчетность (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При камеральной проверке ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения только в следующих ситуациях (пп. 3, 7 ст. 88 НК РФ).

ИФНС вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ) в ситуации, когда:

  •  в декларации обнаружены ошибки;
  •  выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;

либо:

  •  при представлении уточненной декларации, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период, ИФНС вправе потребовать пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В общем случае налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (п. 1 ст. 21 НК РФ).

При этом если камеральной проверкой выявлены ошибки в декларации, то представление налогоплательщиком по требованию налогового органа необходимых пояснений является правом налогоплательщика. Вместе с тем налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 НК РФ). Именно поэтому если камеральной проверкой выявлены ошибки, то представление налогоплательщиком по требованию налогового органа необходимых пояснений является не правом, а обязанностью налогоплательщика.

С другой стороны, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Вместе с тем ст. 31 НК РФ не содержит ограничений по периодам запроса документов и формально дает возможность ИФНС запросить фактически любые пояснения об уплате налогов за любой период.

И все-таки… камеральная проверка должна проводиться в соответствии с нормами НК РФ!

При этом нельзя не упомянуть также, что при налоговой проверке используется такой термин, как «глубина проверки», под которым понимается тот период, который налоговый орган вправе охватить, проводя такую проверку.

Отметим, что сам по себе термин «глубина налоговой проверки» в нормативных документах не закреплен, но он достаточно широко используется в судебной практике (Определение ВС РФ от 13.02.2018 № 305-КГ17-19973, № А40-230080/2016, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 № А53-11519/2013, определения КС РФ от 27.05.2010 № 842-О-О, от 08.02.2007 № 381-О-П и др.).

Глубина налоговой проверки зависит от вида самой проверки.

В отношении глубины камеральной налоговой проверки отметим следующее. Камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (или расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом продление этого срока и приостановление камеральной налоговой проверки законодательством не предусмотрены (п. 1 ст. 88 НК РФ).

То есть максимальный срок камеральной проверки — 3 месяца со дня представления налоговой декларации или расчета (без возможности его продления (приостановления) (ст. 88 НК РФ, абз. 4, 7 письма Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

В данном случае сроки проведения камеральной проверки РСВ за I квартал 2017 года уже давно истекли.

Таким образом, формально ИФНС не вправе запрашивать документы или сведения за пределами сроков проведения камеральной проверки.

Однако организации лучше всего ответить мотивированным отказом на предоставление пояснений, в котором указать, что сроки камеральной проверки ограничены тремя месяцами с момента предоставления РСВ либо все же представить минимум пояснений. В противном случае (если не ответить ИФНС) есть риск наложения штрафа по п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (4 тыс. рублей на генерального директора).

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА