Возникают ли курсовые разницы по претензии при возврате забракованных товаров

Вопрос:

Возникают ли курсовые разницы по претензии в валюте при возврате забракованных материалов при условии 100-процентной предоплаты по условиям контракта? Применяются ли в такой ситуации условия п. 7 ПБУ 3/2006?

Ответ:

В общем случае курсовые разницы могут возникать, если оплата полностью или частично производится после отгрузки, а цена товаров (работ, услуг) (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 3 ПБУ 3/2006):

  •  или установлена в у.е. (либо в валюте), а оплачивается в рублях;
  •  или установлена и оплачивается в валюте (при экспорте, импорте).

Для учета сумм и анализа операций по претензиям и неустойкам, выставленных покупателем и полученных поставщиком, используют счет 76.2.

На дату, когда произошло любое из этих событий, в бухучете нужно отразить задолженность поставщика перед покупателем по дебету 76.2 «Расчеты по претензиям». С каким именно счетом будет корреспондировать счет 76.2 по кредиту, зависит, соответственно, от причины выставления претензии.

Претензия по компенсации затрат в у.е. или инвалюте является активом (дебиторской задолженностью), выраженным в инвалюте, и подлежит переоценке на дату осуществления операции (погашения долга по претензии) и (или) на отчетные даты (пп. 4 и 7 ПБУ 3/2006).

Покупатель и продавец заключили контракт, стороны ударили по рукам, все необходимые документы подписаны, дела у фирм пошли в гору… Однако у бухгалтера начинается самое интересное – отражение валютного контракта в учете.

Рассмотрим данную ситуацию и предположим, что две российские организации заключили контракт в валюте (обе находятся на общей системе налогообложения). В данной ситуации имеет место 100-процентный аванс (предоплата).

По общему правилу курсовой разницей признается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате и рублевой оценкой этих актива или обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде.

Также курсовая разница представляет собой разницу между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в инвалюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

Следовательно, курсовая разница возникает на отчетную дату либо на дату погашения обязательства в результате переоценки активов и обязательств (абз. 4 п. 3 ПБУ 3/2006).

Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, ценных бумаг (за исключением акций), средств в расчетах, включая по заемным обязательствам с юридическими и физическими лицами (за исключением средств полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату. Пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженной в иностранной валюте, может производиться, кроме того, по мере изменения курса (п. 7 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н).

Однако в нашей ситуации случилась неприятность, и в поставляемой партии товара был обнаружен брак товара (допустим, материалов).

Нормы о последствиях поставки некачественного товара регулируются ст. 469, 518 ГК РФ.

В общем случае претензия поставщику предъявляется покупателем в соответствии с условиями заключенного договора поставки. Как правило, при обнаружении поставки бракованного товара покупатель должен составить акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товаров по форме. Акт о приемке товара с приложением документов является основанием для направления претензионного письма поставщику.

В общем случае курсовые разницы могут возникать, если оплата полностью или частично производится после отгрузки, а цена товаров (работ, услуг) (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 3 ПБУ 3/2006):

  •  или установлена в у.е. (либо в валюте), а оплачивается в рублях;
  •  или установлена и оплачивается в валюте (при экспорте и при импорте).

Для начала у сторон сделки должен быть отражен аванс (100-процентный), при этом в отношении курсовых разниц отметим следующее.

а) у продавца:

Курсовая разница у продавца — это сумма, на которую увеличивается или уменьшается рублевая величина дебиторской задолженности покупателя, если цена товаров (работ, услуг) установлена договором в условных единицах (у.е.) или иностранной валюте.

Курсовые разницы появляются из-за изменения курса у.е. или инвалюты к рублю.

Курсовые разницы не возникают, если покупатель полностью оплатил товары (работы, услуги) авансом, поскольку после отгрузки у него не будет задолженности перед продавцом. Выручку продавец признает на дату отгрузки в рублях по курсу у.е. или валюты на дату перечисления аванса (п. 9 ПБУ 3/2006, письмо Минфина РФ от 30.05.2016 № 03-03-06/1/31059).

б) у покупателя:

Курсовая разница у покупателя — это сумма, на которую увеличивается или уменьшается рублевая величина кредиторской задолженности перед продавцом, если цена товаров (работ, услуг) установлена договором в  у.е. или иностранной валюте. Курсовые разницы появляются из-за изменения курса у.е. или валюты по отношению к рублю.

Курсовые разницы не возникают, если покупатель полностью оплатил товары (работы, услуги) авансом: ведь после оприходования товаров (работ, услуг) задолженности перед продавцом у него не будет.

Полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги) покупатель принимает к учету в рублевой оценке, определенной исходя из курса у.е. (валюты), установленного на дату перечисления аванса (п. 9 ПБУ 3/2006).

То есть на стадии отражения предоплаты и оприходования товара у покупателя и отражения, соответственно, отгрузки у продавца никакие курсовые разницы у обеих сторон договора не возникают.

Если покупатель предъявил претензию своему поставщику, то никакие записи в бухучете не отражаются до тех пор, пока (п. 16 ПБУ 9/99):

  •  либо поставщик не признает претензию покупателя (например, покупатель получит письмо с согласием возместить ущерб, который был причинен организации, подписанное руководителем организации-поставщика);
  •  либо не вступит в силу решение суда о взыскании с контрагента суммы причиненного покупателю ущерба.

Для учета сумм и анализа операций по претензиям и неустойкам, выставленных покупателем и полученных поставщиком, используют счет 76.2.

На дату, когда произошло любое из этих событий, в бухучете нужно отразить задолженность поставщика перед покупателем по дебету субсчета 76.2 «Расчеты по претензиям».

С каким именно счетом будет корреспондировать субсчет 76.2 по кредиту, зависит, соответственно, от причины выставления претензии.

Претензия по компенсации затрат в у.е. или инвалюте является активом (дебиторской задолженностью), выраженным в инвалюте и подлежит переоценке на дату осуществления операции (погашения долга по претензии) и (или) на отчетные даты (пп. 4 и 7 ПБУ 3/2006).

Сумма, отраженная в бухучете по счету 76.2 будет переоцениваться ежемесячно на конец месяца (до того момента, как она будет погашена).

Соответственно, у поставщика, если его покупатели (заказчики) выставили претензию вашей организации, то, пока руководство ее не признает, никаких проводок делать не надо. На дату признания претензии ему нужно отразить возмещение ущерба контрагенту.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА