Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Предоставлять ретробонусы в отношении ранее поставленных товаров нельзя

Антимонопольная служба высказала свое мнение об определении условий о цене товара и скидках.

Статьей 9 Закона о торговле установлены права и обязанности торговых организаций и поставщиков продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки. Так, частью 4 этой статьи предусмотрено, что совокупная сумма всех выплат поставщика торговой организации по вознаграждению и плате за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не должна превышать 5 процентов от цены приобретенных товаров.

Следовательно, определяющим фактором для соблюдения данного ограничения является цена, по которой фактически приобретен продовольственный товар. При этом гражданским законодательством допускается включение в договор условий о способе и порядке определения цены (ст. 485, п. 3 ст. 424 ГК РФ). Причем как цены в целом, так и ее составной части (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).

В связи с этим договор может предусматривать предоставление поставщиком торговой компании скидок, уменьшающих цену товара, способами и по основаниям, согласованным сторонами договора.

По мнению ФАС РФ, предоставление скидок в отношении ранее поставленного товара, недопустимы. Исключением являются случаи, когда стороны договорились об их предоставлении в самом договоре. В противном случае могут быть нарушены антимонопольные правила, закрепленные в ч. 1 ст. 13 закона. Например, в виде злоупотребления предоставлением скидок на товар, поставленный либо приобретенный в предыдущие периоды.

Кроме того, условия определения и изменения цены продовольственных товаров не должны нарушать ч. 12 ст. 9 Закона о торговле. Она запрещает включать в договор как условия о совершении в отношении поставленных товаров действий по оказанию услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, так и условий об изменении цены за совершение перечисленных действий.

При этом ч. 12 ст. 9 Закона о торговле позволяет включить в договор поставки условия об определении или изменении поставщиком цены товаров в связи с исполнением условий самого договора поставки. В том числе условия о снижении цены на определенный период при условии реализации торговой компанией товара розничным потребителям со снижением цены в не меньшем размере в согласованный сторонами период. Такой порядок не подпадает под ограничение, предусмотренное ч. 4 ст. 9 Закона о торговле.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ФАС России от 09.06.2017 № АК/39035/17
«По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"